Стр. 56 - 2

Упрощенная HTML-версия

Неценовые факторы способны сократить или увеличить количество предлагаемого
на рынке товара (см. рис. 2): сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых
факторов влево и вверх (S
1
) говорит о сокращении предложения; сдвиг кривой
предложения вправо и вниз (S
2
) говорит о его увеличении.
Предложение, как и спрос, характеризуется
эластичностью
- степенью
чувствительности производителя к изменению цены на товар (см. рис. 3). Эластичность
предложения зависит от целого ряда
факторов
, среди которых отметим:
-
условия хранения товара
– его способности к длительному хранению и от стоимости
хранения товара: товар, который не может храниться, обладает низкой эластичностью; то
же самое относится к продукции, хранение которой стоит дорого;
-
особенности производственного процесса -
предложение товара будет эластичным,
если производитель может расширить производство при повышении цены на товар или
переключиться на выпуск другой продукции при понижении цены на него;
-
фактор времени -
производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение
цены на товар, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных
рабочих, закупить оборудование, сырье для расширения производства, или наоборот:
уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом и т.д. при сокращении
производства.
Предложение неэластично
, если процент его изменения больше, чем процент
изменения цены. Другими словами, при резком изменении цены предложение почти не
меняется или меняется очень незначительно (на рис.3 – кривая S
1)
.
Предложение эластично
, если даже небольшое изменение цены (ее повышение или
понижение) вызывает резкое увеличение предложения или его сокращение (на рис.3 –
кривая S
2)
.
Выделяют
три периода эластичности
предложения: кратковременный,
среднесрочный и долговременный.
В краткосрочном периоде
фирма не в состоянии
изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя
только цену.
В среднесрочном периоде
предприятие может повысить объем производства,
используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда.
В
долгосрочном периоде
возможна перестройка производства, замена старого оборудования
на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность
предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно
неэластична.
Перейдем к характеристике третьего элемента рыночного механизма.
Равновесная цена. Рыночное равновесие.
Ни спрос, ни предложение не действуют на рынке сами по себе, обособленно друг от
друга. Покупатели приходят на рынок, чтобы приобрести желаемый товар, производители
(сами или через продавцов) – чтобы реализовать, продать изготовленную продукцию.
Сделка, на которую рассчитывает каждый участник рыночных отношений, произойдет
только при условии взаимодействия покупателя и продавца, при условии взаимодействия
спроса и предложения.
Совместим в одной системе координат два графика: возможная цена покупок
отражается кривой спроса (D), возможная цена продаж – кривой предложения (S):
P D S
излишек
Е