Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

подготовиться к любым ситуациям и проблемам, которые ставит перед экономическими
субъектами хозяйственная практика.
Предложение.
По аналогии со спросом,
предложением
называется количество товаров и услуг,
которое производители готовы продать (произвести и реализовать)
по определенной
цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения
– это
количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени
(например, день или год).
Важно отличать объем предложения от объема продажи: не все, что создано
производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается.
Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж
определяется и продавцами, и покупателями.
На предложение, как и на спрос, оказывают влияние многие факторы, но и здесь
решающим фактором, определяющим предложение, будет
цена
. Чем она выше, тем
больше и предложение какого-либо товара, и наоборот: чем ниже цена, тем,
соответственно, меньше будет и предложение.
Данная зависимость получила название
закона предложения.
Его реальность
доказывается посредством следующих обстоятельств:
- повышение цены увеличивает число производителей и продавцов;
- цена товара должна окупать затраты на его изготовление и приносить прибыль, иначе
никто данный товар производить не будет;
- на дополнительные единицы продукта необходимо устанавливать более высокие цены,
так как их производство требует дополнительных издержек.
Прямая зависимость между ценой и величиной предложения изображается
графически в виде
кривой предложения
. В отличие от кривой спроса, она имеет
восходящее и вогнутое очертание (см. рис.1):
P P S
1
P
S S S
1
S
2
S
2
Q Q Q
Рис.1. Кривая предложения Рис.2. Сдвиг кривой Рис.3. Эластичность
предложения предложения
Кроме цены, на объем предложенного на рынке товара влияют:
-
технология производства
: если вводятся более совершенные технологии производства,
то снижаются издержки, выпускается больше продукции, значит, увеличивается
предложение;
-
цены на экономические ресурсы
: дешевое сырье дает возможность снижать издержки на
его приобретение, закупать его в большем количестве, что ведет к увеличению выпуска
товаров;
-
количество товаропроизводителей
: чем их больше, тем больше товаров на рынке;
-
налоги и субсидии
, предоставляемые государством: повышение налогов ведет к
снижению предложения, субсидии и льготы, наоборот, приводят к расширению
производства товаров и услуг.