Стр. 54 - 2

Упрощенная HTML-версия

Степень ценовой эластичности спроса измеряют посредством
коэффициента
эластичности спроса (Ed).
Он рассчитывается по следующей формуле:
Процентное изменение спроса + -
Ed = ———————————————
Процентное изменение цены - +
Процентное изменение спроса определяется как отношение величины изменения
количества спрашиваемой продукции (∆ Q) к первоначальной величине спроса (Q).
Процентное изменение цены рассчитывается, как отношение величины изменения
цены (∆ Р) к первоначальному значению цены (Р).
В результате формула, по которой рассчитывается коэффициент ценовой
эластичности, принимает вид:
∆ Q ∆ Р ∆ Q
*
Р
Ed
= —— : —— = ———
Q Р Q
*
∆ Р
Если Еd > 1, то
спрос эластичен
. К примеру, Еd = 2. Это значит, что однопроцентное
изменение цены приводит к двухпроцентному изменению спроса.
Если Еd < 1, то
спрос неэластичен
. Например, Еd = 0,3. Это свидетельствует о том, что
однопроцентное изменение цены приводит к 0,3-процентному изменению спроса.
Если Еd = 1 - это специфический случай
единичной эластичности
, когда
однопроцентное изменение цены приводит к однопроцентному изменению спроса.
Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости –
например, хлеб. Спрос на сельскохозяйственную продукцию почти всегда неэластичен,
поэтому при увеличении объема производства в сельскохозяйственном секторе
снижаются не только цены, но и суммарная выручка производителей: сама специфика
спроса на товар будет диктовать необходимость государственного вмешательства в
данную отрасль, иначе производителям будет невыгодно заниматься сельским
хозяйством.
Спрос на предметы роскоши, наоборот, очень эластичен: небольшое подорожание
золота или меховых изделий, которые и сами по себе являются не самыми дешевыми
товарами, приведет к резкому сокращению спроса на эту продукцию.
Перечислим
факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса
:
-
необходимость конкретного товара
;
-
наличие у товара заменителей
: чем их больше, тем эластичнее будет спрос, ведь
потребители смогут переключиться на приобретение не самого товара, а его заменителей.
Но как, например, быть с лампочками: что может заменить их – свечки, фонарики? Вот и
получается, что при увеличении цены спрос на них все равно будет оставаться большим;
-
удельный вес цены товара в доходе потребителя
: чем выше доля дохода, идущая на
покупку товара, тем выше и эластичность спроса;
-
фактор времени
: чем больше времени нужно потребителю для принятия решения о
покупке, тем больше и эластичность спроса. Для примера проанализируем реакцию
потребителей на актуальный сегодня рост цен на бензин. В течение короткого отрезка
времени эта реакция будет незначительной, и спрос на бензин будет оставаться большим.
Но с течением времени часть автолюбителей перейдет на газ, другие автолюбители
приобретут малолитражные, более экономичные машины, и эластичность спроса на
бензин поднимется.
В завершение характеристики спроса подчеркнем: в его «доскональном» изучении в
первую очередь заинтересованы предприниматели, производители конкретных товаров и
услуг. Чтобы получить прогнозируемую выгоду, им важно учесть все – даже малейшие
колебания и в рыночной цене, и в объеме спроса на производимую продукцию. Эти
сведения помогают выработать оптимальную стратегию рыночного поведения и