Обычно для упрощения анализа предполагают, что доходы, вкусы и другие неценовые
факторы в течение исследуемого периода не меняются, и что только цена товара влияет на
масштабы спроса.
Вероятная связь между ценой и объемом спроса такова, что потребители, при
данных доходах и неизменном вкусе, предъявляют больший спрос на товар, если его цена
снижается. Но с такой же уверенностью можно утверждать, что потребители станут
меньше покупать данного товара, если цена на него увеличивается, растет.
Следовательно, существует отрицательная (или обратная) связь между ценой и
величиной спроса, которую называют
законом спроса
. Для доказательства реальности
закона спроса используются три обстоятельства:
- снижение цен непременно увеличивает число покупателей;
- снижение цен расширяет покупательную способность потребителей, так как на
меньшую сумму денег можно купить больший объем товара;
- насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц
продукта, поэтому покупатели готовы покупать товар только по более низкой цене.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на который будет
предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика
(см. рис.1), он называется
кривой спроса
(D):
Р Р Р D
2
D
1
D D D
1
D
2
Q Q Q
Рис.1. Кривая спроса Рис.2. Сдвиг кривой спроса Рис.3. Эластичность спроса
Когда изменяются неценовые факторы, при каждой цене количество товаров, которые
покупатели желают приобрести, меняется. Следовательно, меняется и весь спрос: кривая
спроса сдвигается влево или вправо (рис.2). Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается
вправо (D
1)
, а если падает – влево (D
2)
.
Закон спроса отражает направление изменения цен и объема спроса. Но
предпринимателю важно знать не только направление, но также и то, на какую величину
происходят данные изменения, ведь от этого напрямую будут зависеть его доходы.
Ответить на этот вопрос поможет знание эластичности спроса.
Предположим, что хлеб подорожал в 2 раза. Величина его потребления, конечно,
изменится, но очень незначительно (ведь без хлеба нельзя), и уж точно не на 100%. А если
при неизменных доходах вдвое подорожают автомобили? Согласно наблюдениям,
количество продаваемых автомобилей сократится при таком ценовом сдвиге примерно на
250 - 400%. Реакция потребителей окажется гораздо более сильной, чем в случае с хлебом.
Эластичность спроса
- это мера реагирования спроса на изменение таких
переменных, как цена данного товара, доходы потребителей, цены других товаров.
Соответственно различным переменным, различают ценовую эластичность спроса,
эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. На данном этапе изучения
экономической теории ограничимся рассмотрением ценовой эластичности спроса (см.
рис.3).
Ценовая эластичность
спроса – это степень чувствительности потребителей данного
товара к изменению его цены. Если небольшие изменения в цене приводят к
значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то говорят, что спрос
эластичный, гибкий (на рис.3 – кривая D
1
). Если существенные изменения в цене
приводят к небольшому изменению в количестве покупок, то говорят, что спрос жесткий,
неэластичный (на рис.3 - кривая D
2
).