предложение – количество произведенного продукта, которое предъявляется к продаже по
определенной цене в течение определенного отрезка времени;
- цена
(рыночные цена или цены)
. Это фактическая, реальная цена, свободно
складывающаяся на рынке в соответствии со спросом и предложением на конкретные
товары и услуги. Рыночные цены объективны, т.к. не зависят от желания конкретных
покупателей или продавцов. Они складываются стихийно, под действием рыночного
механизма, отражая реальное соответствие друг другу конкретного спроса и предложения.
- конкуренция
.
Экономическая конкуренция представляет собой борьбу, соперничество
между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и
купли товаров.
Уникальная взаимосвязь и взаимодействие всех перечисленных факторов и образует
механизм функционирования и саморегулирования любого рынка. Его по праву называют
сердцем рынка
, т.к. именно он осуществляет координацию всех независимых друг от
друга индивидуальных решений как покупателей, так и продавцов конкретных товаров и
услуг. Он обеспечивает не только доведение самостоятельных решений отдельных
хозяйствующих субъектов друг другу, но и увязку этих решений между собой через
систему цен и конкуренции.
Рыночный механизм часто сравнивают с непрерывным референдумом, в котором
независимые друг от друга потребители «голосуют» своими экономическими решениями
в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. В потенциальном хаосе
рынка рыночный механизм наводит порядок, прежде всего, через цены, которые
выступают сигналом, дающим информацию об условиях, сложившихся на рынке, как для
потребителей, так и для производителей конкретной продукции.
Цены служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой
товар, преследуя частный интерес. Именно через цены суммируются и «балансируются»
бесчисленные индивидуальные экономические решения. Сами же цены, как мы помним,
есть ни что иное, как результат взаимодействия спроса и предложения, их свободной игры
в условиях чистой, никем и ничем не ограниченной конкуренции.
Познакомимся с каждым из элементов рыночного механизма более подробно.
Спрос.
Многие экономисты считают, что с изучения спроса собственно и начинается
микроэкономика. Ведь для того, чтобы начать свое дело и организовать производство,
предпринимателям нужно, прежде всего, знать, какие товары и услуги пользуются на
рынке спросом, т.е. востребованы и не будут залеживаться на рынке, принося
организаторам производства лишь убытки и разорение. Что же такое спрос? С чем он
связан и от чего зависит?
Как нам уже известно, спрос в первую очередь связан с потребителями, точнее - с их
желаниями и потребностями. Спрашивая на рынке определенные товары, приобретая их,
потребители удовлетворяют собственные нужды. Однако спросом является не всякая
потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос
количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем
покупок.
Таким образом,
спрос
–
это желание и способность покупателей приобрести какое-
либо количество товара или услуг по данной цене, в данное время.
Объем спроса
–
это
количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период
(например, день или год).
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных
спросов покупателей.
Спрос на конкретный товар определяется рядом
факторов:
ценой товара, доходом
покупателей, их вкусами и модой, ценой на другие, сопряженные товары или товары-
заменители
…Важнейшим из этих факторов является
цена
.