Стр. 52 - 2

Упрощенная HTML-версия

предложение – количество произведенного продукта, которое предъявляется к продаже по
определенной цене в течение определенного отрезка времени;
- цена
(рыночные цена или цены)
. Это фактическая, реальная цена, свободно
складывающаяся на рынке в соответствии со спросом и предложением на конкретные
товары и услуги. Рыночные цены объективны, т.к. не зависят от желания конкретных
покупателей или продавцов. Они складываются стихийно, под действием рыночного
механизма, отражая реальное соответствие друг другу конкретного спроса и предложения.
- конкуренция
.
Экономическая конкуренция представляет собой борьбу, соперничество
между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и
купли товаров.
Уникальная взаимосвязь и взаимодействие всех перечисленных факторов и образует
механизм функционирования и саморегулирования любого рынка. Его по праву называют
сердцем рынка
, т.к. именно он осуществляет координацию всех независимых друг от
друга индивидуальных решений как покупателей, так и продавцов конкретных товаров и
услуг. Он обеспечивает не только доведение самостоятельных решений отдельных
хозяйствующих субъектов друг другу, но и увязку этих решений между собой через
систему цен и конкуренции.
Рыночный механизм часто сравнивают с непрерывным референдумом, в котором
независимые друг от друга потребители «голосуют» своими экономическими решениями
в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. В потенциальном хаосе
рынка рыночный механизм наводит порядок, прежде всего, через цены, которые
выступают сигналом, дающим информацию об условиях, сложившихся на рынке, как для
потребителей, так и для производителей конкретной продукции.
Цены служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой
товар, преследуя частный интерес. Именно через цены суммируются и «балансируются»
бесчисленные индивидуальные экономические решения. Сами же цены, как мы помним,
есть ни что иное, как результат взаимодействия спроса и предложения, их свободной игры
в условиях чистой, никем и ничем не ограниченной конкуренции.
Познакомимся с каждым из элементов рыночного механизма более подробно.
Спрос.
Многие экономисты считают, что с изучения спроса собственно и начинается
микроэкономика. Ведь для того, чтобы начать свое дело и организовать производство,
предпринимателям нужно, прежде всего, знать, какие товары и услуги пользуются на
рынке спросом, т.е. востребованы и не будут залеживаться на рынке, принося
организаторам производства лишь убытки и разорение. Что же такое спрос? С чем он
связан и от чего зависит?
Как нам уже известно, спрос в первую очередь связан с потребителями, точнее - с их
желаниями и потребностями. Спрашивая на рынке определенные товары, приобретая их,
потребители удовлетворяют собственные нужды. Однако спросом является не всякая
потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос
количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем
покупок.
Таким образом,
спрос
это желание и способность покупателей приобрести какое-
либо количество товара или услуг по данной цене, в данное время.
Объем спроса
это
количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период
(например, день или год).
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных
спросов покупателей.
Спрос на конкретный товар определяется рядом
факторов:
ценой товара, доходом
покупателей, их вкусами и модой, ценой на другие, сопряженные товары или товары-
заменители
…Важнейшим из этих факторов является
цена
.