законы? Другой случай - не всегда очевидно, для кого полезно потребление того или
иного товара или услуги. Делая прививку против инфекционного заболевания, чью
потребность мы удовлетворяем: свою или общества?
К сожалению, рынок не создает стимулов для производства социально-значимых
товаров и услуг коллективного пользования (услуги правительства, органов правопорядка
и т.д.). Он не может укрепить здоровье людей, предотвратить загрязнение окружающей
среды. Он безразличен к бесприбыльному производству…
2. Рынок нейтрален по отношению к социальным проблемам. Это прямо вытекает из
его цели – достичь экономического эффекта. Не следует требовать от рынка того, чего он
не может дать по своей природе. Социальной справедливости рынок никому не га-
рантирует, но он дает возможность выбора. Каждый вынужден самостоятельно принимать
решения, чтобы не потерять работу и желаемые доходы. По отношению же к малым,
старым, больным и безработным рынок безразличен, а потому и жесток.
3. Рынок несет в себе вирус саморазрушения: он подрывает свободную конкуренцию
и не имеет механизма самоконтроля над концентрацией экономической власти (монопо-
лии, профсоюзы). Например, борьба профсоюзов за стабилизацию и повышение
заработной платы неизбежно приводит к росту цен. Эти последствия сравнимы с
поведением монополии, которая стремится за счет дефицита и повышения цен обеспечить
себе высокую прибыль. Действия подобного рода деформируют цены, делают их жестки-
ми, малоподвижными. Искаженная ценовая информация приводит к нерациональному
распределению и использованию ресурсов.
Для осознания этих несовершенств рынка человечеству понадобились столетия.
Общество постепенно приходило к мысли о том, что рынок надо корректировать. За
исправление ошибок рынка взялись государство и общественные организации. Так
появился современный, регулируемый рынок.
В отличие от классического рынка (рынка свободной конкуренции), его практически
невозможно представить без государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и
деятельность общества. Используя самые разные рычаги и методы регулирования
рыночных отношений, государство смягчает, сглаживает многие негативные явления и
процессы, являющиеся следствием функционирования рыночной экономической системы.
Государственному регулированию экономики будет посвящена отдельная глава
настоящего пособия (см. раздел «макроэкономика»).
2.2. Механизм функционирования рынка.
Чтобы понять, как работает рынок, как решает он основные экономические задачи,
которые ставит перед ним хозяйственная практика, необходимо познакомиться с
рыночным механизмом.
Независимо от конкретной модели или типа рынка
механизм функционирования
рынка
основан на взаимодействии четырех основных элементов
, факторов рыночного
саморегулирования. Ими являются:
- спрос
.
Миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары
и в каком количестве покупать. Желая удовлетворить собственные потребности, они
«спрашивают» на рынке необходимые им товары и услуги. Так формируется спрос –
платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством
продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в
течение определенного отрезка времени;
- предложение
.
Определенное число предпринимателей принимает самостоятельные
решения о том, что и как, в каком количестве производить. Желая реализовать готовую
продукцию с целью возмещения затрат на ее производство и получения долгожданной
прибыли, они предлагают рынку то, что способны произвести. Так формируется