-
уникальным регулятором
экономики. Через ценовые сигналы он распределяет
ограниченные ресурсы между различными отраслями и сферами экономики, способствуя,
тем самым, «перетеканию» капитала из менее эффективных в более прибыльные и
успешные отрасли и сферы;
-
механизмом стимулирования производства
. Рынок «заставляет» производителей
использовать последние достижения НТП, повышать качество и расширять ассортимент
товаров и услуг, вознаграждая хозяйствующих субъектов дополнительной прибылью и
снижением издержек. При этом рынок проявляет гибкость и высокую адаптивность
(приспособляемость) к изменяющимся условиям. Например, на повышение цен на нефть
рынок отвечает разработкой альтернативных источников энергии, внедрением
ресурсосберегающих технологий, внедрением режима жесткой экономии энергоресурсов;
-
механизмом санирования
экономики, ее освобождения от неэффективных,
экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных предприятий, работающих
на устаревшем оборудовании и использующих отжившие технологии. И напротив, рынок
дает «зеленый свет» наиболее предприимчивым из них и эффективным.
-
посредником
, соединяющим в единую систему экономически обособленных
товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в
условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться
результатами свой деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько
взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь
между конкретными участниками общественного производства:
производство
рынок
потребитель
Следующая функция рынка –
информационная
. Через цены миллионов товаров и их
изменения покупатели и продавцы получают объективную информацию о том, какой
товар и в каких количествах нужен рынку. Тем самым рынок как бы «подсказывает»
субъектам рыночных отношений наиболее эффективную форму участия в экономическом
процессе.
И, наконец, еще одна функция рынка –
ценообразующая
. В результате
взаимодействия производителей и потребителей (спроса и предложения на товары и услу-
ги) на рынке формируется цена. Она отражает издержки на производство товара, а также
его полезность, значимость для покупателя, готового не какие угодно, а лишь
общественно необходимые затраты на производство. Не прислушиваться к этому мнению,
не учитывать его в своей хозяйственной деятельности производитель просто не может. Он
вынужден приспосабливаться к рынку, совершенствуя технологии и качество продукции.
В итоге выигрывают все: и потребители, удовлетворяющие свои потребности в товарах
большего количества и лучшего качества; и производство, непрерывно
совершенствующее технику и технологии; и вся экономическая система, общество в
целом, так как развитый рынок позволяет достичь высокого уровня благосостояния и
жизни для граждан отдельной страны, поднять ее престиж на международной арене,
занять достойное место среди других развитых стран мира.
У рынка, как и у всякого явления, есть свои положительные и отрицательные
стороны, свои преимущества и недостатки. Рассматривая функции рынка, мы, по сути,
увидели то, что он может. Но рынок не всесилен. Наряду с достоинствами, которыми
обладает рыночная экономика, выделим и
слабые стороны
(«провалы»)
рынка
,
проследим, где он терпит «фиаско».
1. В общественном хозяйстве есть ряд сфер, где рыночный механизм не срабатывает
или работает плохо. К ним относятся: фундаментальная наука, здравоохранение,
просвещение, производственная инфраструктура (мосты, дороги, нефтепроводы),
экология. Эти отрасли объединяет неявная связь между производителем и потребителем.
Например, можно ли назвать человека, для которого Ньютон сформулировал свои