Стр. 159 - 2

Упрощенная HTML-версия

Если какая-то группа работников предприятия берет на себя ответственность за
выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получает
согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего
договора (срок его действия не может быть более одного года без права продления), то
членам такой группы предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении
указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20 % уставного
капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В
случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивается и акции
поступают в продажу в установленном порядке.
Кроме того, при данном варианте всем работникам предприятия (включая членов
группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % величины уставного
капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством Российской
Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного
работника, со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости (т.е. по цене 70 % от
номинала) и с предоставлением рассрочки.
Таким образом, при данном варианте у коллектива оставалось 20+20=40 %
уставного капитала, все остальное (60 %) – у государства.
Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к
используемым способам приватизации разделяются на две группы:
первая группа включает в себя мелкие предприятия с балансовой стоимостью
основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. не более 20 млн. рублей, подлежащие
продаже либо по коммерческому и инвестиционному конкурсу, либо на аукционе;
вторая группа включает в себя все остальные предприятия, преобразуемые в
акционерные общества открытого типа, акции которых могут быть реализованы любым
из способов.
Таким образом, в результате проведения приватизации сегодня в Российской
Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности.
Процессы приватизации и разгосударствления обеспечили необходимый
полиморфизм собственности, но мало кому из реформаторов удается довести
задуманные реформы до конца и еще гораздо меньшему числу – по намеченному
сценарию. Особенно это характерно для ситуаций, когда реформа носит чрезвычайный
характер и ожидания населения завышены относительно возможностей экономики и
профессионализма ее руководителей.
Для достижения макроэкономической стабилизации в нашей стране были
использованы, в общем, классические рецепты. Меры для преодоления инфляции,
сбалансирования доходов и расходов государства, улучшения состояния платежного
баланса, изменения структуры экономики и т.п. взаимосвязаны между собой. Их можно
анализировать как самостоятельные задачи.
1)Антиинфляционная политика опиралась на либерализацию цен и сокращение
дефицита государственного бюджета. Либерализация цен стала едва ли не единственной
мерой шоковой терапии (отпуск цен в 1992 г.), причем цены были отпущены не все –
продукция отраслей топливно-энергетического комплекса реализовывалась по
регулируемым ценам. Более сложной задачей оказалось сокращение бюджетного
дефицита. Большие расходы государства на народное хозяйство и ВПК не удалось резко
сократить из-за риска потерять доходную часть бюджета. Такой риск был обусловлен
несколькими факторами:
устаревшие технологии не моли быть заменены на новые в короткое время из-за
их значительных масштабов их использования и ограниченных возможностей
инвестиционного комплекса;
высокий уровень монополизма отечественного производства в случае остановки
небольшого числа крупных предприятий вызвал бы лавинообразное сокращение доходов