Стр. 160 - 2

Упрощенная HTML-версия

бюджета;
перенаправление первоклассных ресурсов ВПК на удовлетворение потребностей
населения и гражданского производства потребовало бы крупных инвестиций,
источников для которых просто не было.
2) Бюджетно-налоговая политика. Для уменьшения бюджетного дефицита была
проведена налоговая реформа и сокращены государственные расходы на содержание
государственных предприятий, социальной сферы, науки, образования и т.п. Увеличение
налоговой нагрузки привело к эффекту бегства от налогов. Низкая собираемость налогов
в свою очередь привела к чрезвычайным мерам по их сбору и к периодическим
проблемам с выплатой заработной платы.
3)
Социальная политика. Социальные результаты преобразований прослеживаются
по нескольким направлениям – динамике уровня жизни, степени дифференциации
доходов, масштабах безработицы, изменениях в социальной структуре общества. В
целом трудности социальной сферы определяются не только недостатком средств
бюджета, но также неразвитостью негосударственных источников финансирования
науки, образования, системы медицинского страхования, пенсионного обеспечения и т.д.
4)Совокупный спрос и совокупное предложение. Регулирование (вернее – сжатие)
совокупного спроса было связано на первых порах с жесткой денежной политикой,
осуществлявшейся путем повышения ставки рефинансирования, которая доходила до
210 %, и административного ограничения заработной платы в бюджетной сфере, а также
невыплатами заработной платы шахтерам и т.п. и задержками мизерных пенсий.
Главным фактором сжатия совокупного спроса в долговременными последствиями стало
падение внутреннего производства, прежде всего, в отраслях, обеспечивающих выход из
кризиса (инвестиционном комплексе и высокотехнологичных производствах).
Совокупное предложение оказалось неэластичным по ценам. Взлетевшие вначале цены
не привели к росту предложения, как это следует из монетарной концепции (эффект
храповика). Снижение же впоследствии темпов инфляции и ставки рефинансирования
ЦБ РФ не улучшило инвестиционного климата в стране. Таким образом, на соотношение
и динамику совокупного спроса и предложения влияли неучтенные или слабо
регулируемые правительством факторы.
5)
Структурная перестройка экономики. Роль данного фактора, ограничивающего
скорость преобразований, весьма велика. Наша страна, как и другие страны
социалистического лагеря, обладала однотипной структурой с большой долей
промышленности при относительно незначительной доле сферы услуг, ориентацией на
поставки сырья, с большим удельным весом продукции ВПК (по оценкам, ВПК занимал
примерно 40 % от общего объема ВВП). В ходе реформирования структурная
перестройка прошла первую, пассивную фазу. Многие предприятия практически
прекратили существование и вряд ли смогут восстановиться в прежнем виде. Условия
перехода ко второй, активной фазе на сегодня уже сложились: во-первых, рост
сбережений домашних хозяйств; во-вторых, завершение разработки законодательной
базы, включая налоговую составляющую; в-третьих, достижение предсказуемости
политической жизни.
6)
Внешнеэкономическая политика. Открытие экономики происходило довольно
быстро, но бессистемно. С одной стороны, провести либерализацию режима внешней
торговли оказалось весьма просто (рынок быстро был наполнен потребительскими
товарами, возник “челночный” бизнес и т.п.). Однако протекционистские меры часто
менялись без видимой логики и предсказуемости. Кроме того, внутренняя
нестабильность и несовершенство законодательства способствовали перенесению вовне
многих видов экономической активности.
Таким образом, то, что сейчас называют достигнутым макроэкономическим
равновесием, имеет в своей основе разноречивые результаты российских
преобразований. Основные причины этого заключаются в следующем:
отсутствие рыночной среды в России делало малоэффективными рецепты