Стр. 82 - 2

Упрощенная HTML-версия

ломать, надо тишу... Все нужные!" Исследователь делает попытку пояснить задачу на
другом простом примере. "Ну вот, например, три взрослых человека, а один ребенок;
ясно, что он сюда не подходит". Испытуемый. "Но ведь мальчик им обязательно нужен!
Вот они все трое работают, и если каждый раз будут выбегать, то сорвут работу, а
мальчик может бегать - мальчик будет учиться, и так будет лучше, и все они смогут вести
работу хорошо". Исследователь. "Ну вот, три колеса и клещи. Ведь клещи на колеса не
похожи?" Испытуемый. "Нет, они подходят все. Я знаю, что клещи не сходны, но ведь они
нужны для того, чтобы в колесах что-нибудь завинтить". Исследователь. "Но ведь колеса
можно назвать одним словом, а клещи - нет". Испытуемый. "Да, я это знаю, но ведь клещи
нужны, железо поднять ими можно, ведь оно тяжелое". Исследователь. "Но ведь все-таки,
колеса можно одним словом назвать, а клещи нельзя назвать одним словом с колесами?"
Испытуемый. "Конечно, нет". Возвращаются к группе молоток - пила-полено - тиша.
Исследователь. "Какие же из них можно назвать одним словом?" Испытуемый. "Как же
это? Если назвать все три одними словом "молоток", тоже неверно будет!" Исследователь:
"А вот один человек выбрал три предмета, которые похожи. молоток - пила - тиша..."
Испытуемый. "Пила, молоток и тиша очень друг другу нужны! И полено тоже нужно
сюда!" Исследователь. "Почему же он выбрал эти три, а полено не взял?" Испытуемый:
"Наверное, у него много дров! Если у нас не будет дров, то мы не сможем ничего делать".
Исследователь. "Да, но ведь молоток, пила, тиша - инструменты". Испытуемый. "Да, но
если у нас есть инструменты, то нужно дерево, без него мы ничего не построим!"
2.
Испытуемый Мирзанб, 33 года, работает в кишлаке, не учился, в Фергане бывал
один раз, в других городах не бывал. Предлагаются слова стакан - кастрюля - очки -
бутылка. Испытуемый. "Который не подходит сюда - я не знаю... Вот разве бутылка не
подходит?!.. Из стакана чай можно пить, это полезно, очки тоже полезны, а в бутылке
водка, это вредно". Ему дается полное объяснение и указывается, что три предмета
объединяются словом посуда, и значит, очки - лишние. Испытуемый. "...четвертый (очки)
тоже нужен. если что-нибудь готовить, надо смотреть, а если у человека болят глаза, то
для него нужны очки... Если что-нибудь готовишь на огне, то без очков не обойдешься..."
Задание 4.
Наиболее известным исследователем, разработавшим курс обучения
продуктивным умениям на основе информационного подхода, является Р. Хаес. Им
выделены перечисленные ниже фазы решения проблемы (задачи) и соответствующие
этим фазам эвристические приемы.
Распределите приемы по соответствующим фазам
решения.
Фазы решения проблемы (задачи)
: I - нахождение проблем (задач); II -
понимание задачи; III - поиск (собственно) решения; IV - проверка и оценка.
Эвристические умения
. 1. Изучение списков проблем. 2. Формулировка проблемы
и проверка правильности извлечения информации. 3. Использование внешних
репрезентаций (моделирование). 4. Использование эвристических приемов (планирование,
функциональный анализ, решение вспомогательных задач, деление на части, проведение
аналогий). 5. Проверка результатов. 6. Поиск альтернативных интерпретаций. 7. Поиск
другого способа репрезентации проблемы (изменение точки зрения, выбор новых
образцов, поиск гипотетических обоснований, доказательство через противоречие). 8.
Мозговой штурм. 9. Анализ внешней оценки и критика.
Задание 5
.
Проанализируйте приведенные определения профессионального
"педагогического мышления" и выделите в нем существенные отличия от
"мышления вообще". Как вы считаете, правомерно ли выделение педагогического
мышления в качестве самостоятельной психологической сущности и почему? Как
вы понимаете выражение "педагогизированное мышление"?
82