Стр. 81 - 2

Упрощенная HTML-версия

б) способ передачи сигналов;
в) первосигнальна;
г) социальна;
д) выразительное средство.
5. Из всех стратегий мышления систематический перебор:
а) наиболее утомителен;
б) является наиболее строгим методом;
в) реже всего используется;
г) обеспечивает разделение и объединение планов;
д) умственное действие.
Задания для работы на занятии
Задание 1. Прочитайте приведенный отрывок. Сделайте вывод о соотношении
теоретического и практического элементов в мышлении, о связи мышления и
действия. Согласны ли вы с тем, что научное мышление всегда имеет в виду
практическую полезность?
Какой главный предмет науки? Это увеличение нашего влияния на вещи. Наука
может быть умозрительною по форме, бескорыстною в своих ближайших целях: другими
словами, мы можем оказывать ей кредит как угодно долго. Но как бы ни отодвигать срок
платежа, нужно, чтобы, в конце концов, ваш труд был оплачен. Таким образом, по
существу наука всегда имеет в виду практическую полезность. Даже когда она пускается в
теорию, она вынуждена приспосабливать свою работу к конфигурации практики. Как бы
высоко она ни поднималась, она должна быть готовой упасть на поле действия и тотчас
же оказаться там на ногах. Это было бы невозможно для нее, если бы ее ритм совершенно
отличался от ритма действия. (А. Бергсон)
Задание 2. Прочитайте, что думает математик Г. Бейль о мышлении.
Согласны ли вы с тем, что мышление - универсальная психическая функция, не
имеющая "профессиональной окраски"? Попробуйте смоделировать специфически
медицинское мышление (менталитет). Будет ли оно отличаться от исторического,
математического, физического и т.д.?
В процессе мышления мы пытаемся постичь разумом истину: наш разум стремится
просветить себя, исходя из своего опыта. Поэтому, подобно самой истине и опыту,
мышление по своему характеру есть нечто довольно однородное и универсальное.
Влекомое глубочайшим внутренним светом, оно не сводится к набору механически
применяемых правил и не может быть разделено водонепроницаемыми перегородками на
такие отсеки, как мышление историческое, философское, математическое и другое. Мы,
математики, не ку-клукс-клан с неким тайным ритуалом мышления. Правда, существуют -
скорее, внешне - некоторые специфические особенности и различия; так, например,
процедуры установления фактов в зале суда и физической лаборатории заметно
различаются.
Задание 3
. А. Р. Лурия исследовал операции абстракции и обобщения у взрослых
людей, имеющих значительный практический опыт. Испытуемым предлагалось
выполнить задание на классификацию объектов ("четвертый - лишний"). Познакомьтесь с
фрагментами протоколов и ответьте на вопросы. О каком типе мышления можно говорить
на основании следующих данных? Доступны ли в принципе данным испытуемым
операции классификации?
1.
Испытуемый Рахмат, 39лет, дехканин, неграмотный, живет далеко от города,
редко бывал в Фергане, в других городах не бывал. Для исключения одного лишнего
предмета предлагается серия: молоток - пила - полено - тиша (лопата). Испытуемый: "Все
эти сходны. Я думаю, они нужны все. Вот видите, чтобы пилить, надо пилу, а чтобы
81