Задание 1
.
Познакомьтесь с краткой историей видоизменения значения
понятия "интеллект". Обобщите исторические попытки обозначить границы этого
понятия, сформулируйте современное определение интеллекта.
Смысловой образ интеллекта задан в концепции Платона. Согласно Платону,
интеллект - это то, что отличает человеческую душу от животной. Нус -
надындивидуальное по природе творческое начало, включающее интуицию и
приобщающее человека к божественному миру. Аристотель наряду с таким интеллектом
допускает существование пассивного, преходящего смертного интеллекта. В дальнейшем
ранг интеллекта как бы все время понижается. Он начинает рассматриваться как
способность человека к познанию (врожденная или благоприобретенная). Функции
интеллекта операционализируются, становятся все более и более земными, чтобы не
сказать утилитарными. Делаются попытки низвести интеллект к частной способности
приспособления, к решению лишь практических задач. В психологии начинается полоса
измерений интеллекта как некоей операционально-технической функции, и ученые,
осознающие ограниченность, а порой бессмысленность этих процедур, не без ехидства
определяют интеллект как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект (число
таких тестов уже много более ста). В зоопсихологии и этологии сейчас ведутся поиски
интеллекта даже внутри инстинктивных форм поведения.
(В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов)
Задание 2
.
Поясните приведенные высказывания. Согласны ли вы с авторами
и почему? Какие грани социоисторического характера человеческого мышления
раскрываются великими мыслителями?
1.
Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим
субъектом, а живое, нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой
служит и объектов, и субъектом. В собственном смысле слова познаваема только
личность и только личностью...
(П. А. Флоренский)
2.
Наука... отнюдь не является логическим построением, ищущим истину
аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой - можно лишь жизнью. Действие -
характерная черта научной мысли...
(В. И. Вернадский)
Тестовые задания для самопроверки
1. Мышление - это:
а) опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных
связях и отношениях;
б) отвлеченное понимание мира;
в) мыслительные операции;
г) чувственное отражение мира;
д) способ познания мира.
2. Мысленное деление целого на части - это:
а) синтез;
б) сравнение;
в) анализ;
г) обобщение;
д) абстракция.
3. Мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других это:
а) абстрагирование;
б) конкретизация;
в) классификация;
г) сравнение;
д) систематизация.
4. Речь:
а) процесс общения посредством языка;
80