Стр. 72 - 2

Упрощенная HTML-версия

взаимообусловлены. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и
выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы
вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны
нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более
или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого
представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и
синтезом раскрыты существенные связи целого.
Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане
действий. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями
или сторонами теоретического мыслительного процесса.
Анализ и синтез относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному
познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении
какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того невыделявшегося. Познавательное
значение анализа связано с тем, что он вычленяет и "подчеркивает", выделяет
существенное. Для решения этой последней задачи анализ расчленяет в чувственном
восприятии непосредственный, суммарный эффект разнородных взаимодействий и
вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом
случае анализ переходит в абстракцию.
Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны,
свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и
отвлечении от остальных.
Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане
действий. На двух крайних полюсах познавательной деятельности абстракция выступает в
двух разных формах - это примитивная чувственная абстракция и абстрактные понятия.
Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств
предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его.
Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции
внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия.
Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных
же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция переходит в отвлечение от
чувственных свойств предмета и выделения его нечувственных свойств, выраженных в
отвлеченных абстрактных понятиях. Такая абстракция - не просто отбор данных свойств
явления, но и их преобразование. Общее с первым видом абстракции в том, что
выделяются существенные свойства от несущественных.
Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения.
Обобщения также зарождаются в плане действий. Обобщение заключается в раскрытии
существенных связей. Общее - это, прежде всего, существенно связанное. Существенно,
т.е. необходимо, между собой связанное именно в силу этого неизбежно повторяется.
Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает -
если не необходимо, то предположительно- на наличие между ними более или менее
существенных связей.
Обобщения, как и абстракции, на двух крайних полюсах процесса познания выступает
в отчетливо различных формах. в виде генерализации и собственно обобщения -
понятийного, необходимо связанного со словом как условием и формой своего
существования.
Элементарные обобщения первоначально совершается по сильным признакам.
Сильные свойства непосредственно, чувственно выступают на передний план в
восприятии и регулируют направление чувственного, эмпирического обобщения.
Научное обобщение включает не вообще свойства общие или сходные для ряда
явлений, а свойства, существенные для них. Эти же последние выделяются посредством
72