Стр. 73 - 2

Упрощенная HTML-версия

анализа и абстракции.
Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде
предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и
совершается.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывая тождество и различия.
Выявляя тождество и различия, сравнение приводит к классификации. Сравнение является
часто первичной формой познания одновременно это и элементарная форма познания
(Рубинштейн С.Л.)
Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано
с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир,
изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением;
действие - это первичная форма существования мышления.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические
операции и затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в
трудовой деятельности как практическая операция и потом выделилось в относительно
самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с
практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой
и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в
целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к
каждому единичному случаю практики. Вместо того чтобы идти следом за практикой от
одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила,
теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и
предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться.
Мышление принимает на себя функцию планирования.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие это -
опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или
менее существенных объективных связей и отношений. В "смене" взаимосвязанности всех
понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в
вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь
действительности, в ее развитие. Формой существования понятия является слово.
(Рубинштейн С.Л.)
Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно - чувственному
отражению, является непреднамеренным результатом действий, направленных на
практические цели. Лишь действия подчиненные познавательной цели, т.е. результатом
которых являются добываемые посредством их знания, представляют собой уже
настоящее мышление в его внешней, практической форме. Познавательный результат
таких действий, передаваясь в процессе речевого общения другим людям, входит в
систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества.
Языковая
форма
выражения
и
закрепления
результатов
первоначально
внешнепредметной деятельности создает условие, благодаря которым в дальнейшем
отдельные звенья этой деятельности могут выполняться уже только в речевом, словесном
плане.
В отличие от процессов познания, которые осуществляются непосредственно в
практике и жестко ограничены рамками возможности производить те или другие действия
в наличных предметных условиях, теоретическая мыслительная деятельность обладает
беспредельными возможностями проникновения в реальность, в сущность ее явлений.
Практическая деятельность критерием, позволяющим проверить адекватность
результатов теоретической мысли и объективной реальности, а также является той
предпосылкой, из которой вырастают правила и законы, которым подчиняется мышление
человека. (Леонтьев А.Н.)
73