что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря
мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов
действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные
ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и
через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и
явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их
свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях,
мышление глубже познает ее сущность.
Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления:
этим определяется путь, которым мышление идет к все более глубокому познанию бытия.
В действительности уже в восприятии дана непростая сумма изолированных
элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в
некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем
познании действительности. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и
рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении
свойств, которые "соединены, но не связаны". Существенные и несущественные свойства,
случайные и необходимые связи по смежности в данной частной ситуации, т.е. простые
совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном
синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить
существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от
случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Раскрывая
существенные связи, мышление обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к
общему и от общего к единичному. Мышление - это опосредованное и обобщенное
познание объективной реальности. Адекватное познание бытия, которое всегда находится
в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и
развитие нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его
многосторонних связях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями
развития (Рубинштейн С.Л.)
Мышление как самостоятельная деятельность.
Психологическое исследование мышления зависит от общепсихологической
концепции, исходное положение которой состоит в том, что основным способом
существования психического явления его существование в виде процесса или
деятельности.
Мышление понимается как деятельность субъекта взаимодействующего с объективным
миром. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению
действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи.
Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида,
соотнесенную с условием, которым она задана. Направляясь на ту или иную цель, на
решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из
тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является
проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность
что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи
является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его,
пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь
процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.
Процесс мышления - это, прежде всего, операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции
и обобщения. Закономерности этих процессов их взаимоотношения друг с другом и есть
суть основных внутренних закономерностей мышления
Анализ и синтез - два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и
71