Стр. 70 - 2

Упрощенная HTML-версия

3. Определите сущность речи, ее значение в жизни человека, обратившись к ее
функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка.
4. Определите механизмы речевых процессов, обратившись к этапам речевого
высказывания. Обратите внимание, что для всех видов речи механизмы одинаковы.
5. Охарактеризуйте взаимосвязь мышления и речи.
Основная литература
1.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.
С.142-191.
2. Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. С.283-372.
3. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. - Т.1. С.260-334.
4. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 1999. С. 279-291.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб.
зав. - М., 1998. С. 414-456.
6.
Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, 512с.
7. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001, С.13-164.
8. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995. С.187-203, 262­
308.
9.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. С.295-380, 417­
434.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996. С.391-397, 408-431.
Дополнительная литература
1. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.
2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М.Никольской. - М:
Совершенство,1997.
3. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: Изд-во "Институт
практической психологии", Воронеж: НПО " МОДЕК", 1997.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М., 2000.
5. Мерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое
пособие. - Мн. :Харвест; М.: АСТ, 2000.
6. Пил Н. Энергия позитивного мышления.:Пер. с англ. - М.:Фаир, 1998.
Информационный материал «Отличие мышления от непосредственно-чувственного
познания»
Мышление -
процесс отражения объективной реальности, составляющей высшую
ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах,
связях и отношениях объективной реальности, и осуществляет в процессе познания
переход от явления к сущности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов
непосредственно-чувственного
отражения,
мышление дает непрямое,
сложно
опосредствованное отражение действительности. Хотя мышление имеет своим
единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно­
чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах,
процессах и связях, отношениях действительности, которые не могут быть восприняты
его органами чувств. (Леонтьев А.Н.)
Наше познания объективной действительности начинается с ощущения и восприятия,
но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в
ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственного данного,
расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением
в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то,
70