Стр. 64 - 2

Упрощенная HTML-версия

10.
Концентрация внимания определяется...
а) повышением интенсивности
сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в)
функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Уровень сложности **
Задание 1. Проанализируйте приведенные примеры. Какие феномены в них
описаны? Что и как привлекает наше внимание? В каких случаях в основе
избирательности внимания лежит периферическая или центральная настройка?
1.
Педагоги умеют следить за детьми, делая вид, будто не глядят на них.
2.
Ожидая удара часов, мы так проникаемся мыслью о наступающем звуке, что
нам кажется, будто уже бьет желанный или страшный час.
3.
При малейшем шелесте в лесу охотнику мерещится дичь, беглецу -
преследователи, трусу - опасность.
4.
Влюбленный при виде каждой женской шляпки воображает, что под ней
скрывается головка его кумира.
5.
Если спросить ребенка о характерных чертах цветка или птицы, он легко
назовет знакомые черты: листья, лепестки, ножка или хвост, клюв, крылья. Но, в то же
время, ребенок может часами глядеть на птицу, не замечая ноздрей, когтей, перьев, пока
взрослый не обратит его внимание на эти признаки.
Задание 2.
Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные
примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание?
1.
А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно резвым характером
и неспособностью к прилежанию, но, познакомившись с началами математики, стал
другим человеком, а впоследствии - ученым.
2.
Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат
Декарта о человеке; но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что "вызвало
сильнейшее сердцебиение, благодаря которому ему постоянно приходилось откладывать
книгу в сторону, чтобы вздохнуть свободно"; он кончил тем, что сделался картезианцем.
3.
Когда мысль Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он
находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.
Уровень сложности ***
Задание 1. Прокомментируйте следующие ситуации. В чем причины
рассеянности? Гениальность делает людей невнимательными или внимание
образует из них гениев?
1.
Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало
варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.
2.
Известна история, когда Н. Е. Жуковский приходит к себе домой, звонит, из-
за двери спрашивают: "Вам кого?" Он в ответ: "Скажите, дома ли хозяин?" - "Нет". - "А
хозяйка?" - "Нет и хозяйки. А что передать?" - "Скажите, что приходил Жуковский".
3.
Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После
прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: "Давид,
пойди и смени галстук". Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся.
Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню,
обнаружила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук,
автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.
4.
Аббат Беккария, занятый своими опытами, во время служения обедни
произнес, забывшись: "А все-таки опыт есть факт!"
5.
Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему
приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома.
64