восточных мудрецов спросили: «Где он научился столь удивительному и совершенному
владению вниманием? Мудрец ответил: «У кошки, которая ждала мышь возле норки»».
-
умение врача учесть в процессе взаимодействия индивидуальные особенности
внимания человека, пришедшего на прием, в частности, человека болеющего [20].
Задания для самостоятельной подготовки к занятию
Уровень сложности *
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1.
Внимание - это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении,
деятельности или переживании.
2.
Благодаря вниманию, ... объектов становится более ясным, отчетливым.
3.
В произвольном внимании проявляется ... личности.
4.
Все теории внимания утверждают принцип: ... настройка ... восприятие
конкретного объекта - привлекает к нему внимание благодаря возникновению в
центральной нервной системе ... очага возбуждения.
Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1.
Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении,
переживании обеспечивает...
а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д)
все ответы верны; е) все ответы неверны.
2.
Внимание
выполняет
функцию...
а)
активизации
нужных
психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора
поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г)
фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы
верны; е) все ответы неверны.
3.
Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный,
врожденный признак...
а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в)
послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4.
Условием возникновения непроизвольного внимания является...
а)
неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека;
г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5.
Произвольное внимание...
а) имеет биологическое происхождение; б)
является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо
формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6.
Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой
характеристики произвольного внимания, как...
а) умение слушать; б) умение
понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с
правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в...
а)
осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля,
организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности
яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е)
все ответы неверны.
8.
Уделять внимание означает...
а) ограничивать поле восприятия; б)
разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г)
усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
9.
Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика,
как...
а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы
верны; е) все ответы неверны.
63