Стр. 57 - 2

Упрощенная HTML-версия

фактор качества результата) связано со всякой деятельностью. Оно — следствие, прояв­
ление организации деятельности и может быть понято только через анализ последней. Во
внимании отражается, однако, не вся система деятельности, а лишь работа ее ведущего
уровня. Эти положения можно было бы свести в следующую единую формулу: внимание
есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации
деятельности. Эта формулировка не противоречит традиционному «деятельностному»
определению внимания как направленности и сосредоточенности деятельности. Ведь
поскольку ведущий уровень определяется задачей или целью деятельности, то его работа,
конечно, будет означать «направленность» на предмет — цель и «сосредоточенность» на
нем. В то же время данное определение обладает тем преимуществом, что позволяет, не
ограничиваясь анализом в плане деятельности, переходить к обсуждению механизмов
внимания, и прежде всего его макромеханизмов.
Обратимся к анализу того, как данное представление о внимании работает в плане
объяснения его известных видов, свойств и феноменов. При этом можно привлечь многие
глубокие идеи замечания, которые были высказаны различными авторами в различное
время. Начнем с видов внимания.
Непроизвольное внимание традиционно: описывается как реакция организма на
действие физически сильного, неожиданного, необычного стимула. По Н. Н. Ланге,
всякий живой организм обладает «инстинктом», или «влечением» любопытства, который
пробуждается при действии неожиданного, необычного, физически сильного раздра­
жителя. С этого момента начинается процесс непроизвольного внимания, содержанием
которого является поочередное оживление различных «представлений», каждое из
которых сличается с актуальным воздействием. Такой процесс продолжается до тех пор,
пока не найдется образ, полностью совпадающий с действующим объектом. Тогда он
«ассимилирует» этот объект, и последний оказывается понятым или воспринятым;
инстикт же любопытства временно угасает.
В этом представлении о процессе непроизвольного внимания содержится вполне
близкий нам деятельностный подход: основой процесса является то, что мы назвали бы
познавательной потребностью; эта потребность актуализируется в результате действия
стимула,
обладающего
определенными характеристиками;
длящийся
процесс
непроизвольного внимания есть перцептивная деятельность, продуктом которой является
ясный образ объекта.
Если обратиться к произвольному перцептивному вниманию, то центральным
звеном этого процесса является то, что по старой терминологии называлось «актом
преперцепции». Это - предварительное оживление и удержание некоего центрального
образа, для описания которого в разные периоды разными авторами использовались
различные термины - «предварительное знание», «идеационное возбуждение»,
«ожидание», «гипотеза», «схема» и др. Однако главные свойства и функция этого
центрального образования в различных концепциях оставались примерно теми же - это
своего рода перцептивный полуфабрикат, который направляет перцептивный поиск и
затем, сливаясь с реальным впечатлением, превращается в ясный, расчлененный образ -
характерный итог перцептивного внимания. Таким образом, и здесь мы имеем дело с
перцептивными циклами, или с работой «перцептивного кольца управления». Разница же
между ситуациями непроизвольного и произвольного внимания заключается в характере
побуждающего и организующего начала: в первом случае - это еще неопредмеченная
познавательная потребность, во втором случае - это заранее заданная и удерживаемая
перцептивная цель.
Переходя к произвольному исполнительному вниманию, сразу заметим, что его
еще чаще и еще определеннее связывают с организацией целенаправленной деятельности.
Это прежде всего мотивационное обеспечение деятельности. Без стойкого и сильного
мотива невозможно сколько-нибудь продолжительное удержание внимания. Разведение,
57