Стр. 56 - 2

Упрощенная HTML-версия

поверхностному толкованию. И только потом он считает возможным возвратиться к
традиционной терминологии, ставя, например, вопрос о способах привлечения и
удержания внимания учащегося.
Перейдем к главным идеям А. Н. Леонтьева относительно природы и механизмов
внимания. Внимание не есть самостоятельная сущность, к которой можно прибегать для
объяснения других психических феноменов. Оно само нуждается в объяснении. Тради­
ционное перечисление факторов, влияющих на привлечение и удержание внимания, с
делением их на «внешние» (интенсивность воздействия, его новизна, необычность и т. п.)
и «внутренние» (эмоциональная окрашенность, интерес, волевое усилие), не помогает
вскрыть истинных механизмов этого явления. Природа внимания может быть раскрыта
только через анализ деятельности. Такой анализ позволяет прежде всего ответить на
вопрос, что в каждый данный момент «актуально сознается», т. е. находится в поле
внимания. Для этого нужно выделить предмет целенаправленной деятельности субъекта.
Именно он, или иначе, содержание, отвечающее цели действия, осознается ясно. В
отличие от этого содержания, которые составляют условия выполнения действия,
сознаются неясно. В соответствии со сказанным нельзя приписывать вниманию
самостоятельные свойства. Например, неверно было бы говорить, что внимание ребенка
обладает свойством неустойчивости. За свойствами внимания скрываются особенности
организации деятельности. Так, за отвлекаемостью внимания ребенка стоит легкая
переключаемость его деятельности. Ребенок постоянно деятелен, но направленность его
деятельности меняется. Отвлечение внимания ребенка от желаемого предмета (например,
объяснения учителя) есть негативная сторона позитивного процесса — переключения
деятельности, а следовательно, и внимания, на другой, «посторонний» предмет. Поэтому
важная психолого-педагогическая задача—управление вниманием ребенка—должна
решаться через организацию его деятельности. Недостаточно просто «привлечь»
внимание ученика к требуемому содержанию. Внимание задерживается на предмете
только в том случае, если у ребенка возникает задача по отношению к этому содержанию
и начнется процесс ее решения. Операциональная оснащенность субъекта также имеет
прямое отношение к функционированию внимания. Как показало экспериментальное
исследование А. Н. Леонтьева, проведенное под руководством Л. С. Выготского, внешние
операции, превращаясь во внутренние, свернутые акты, становятся важными средствами
произвольного внимания. Анализ генезиса операций, по мнению А. Н. Леонтьева, поз­
воляет также раскрыть механизм так называемого «производного первичного» внимания,
по Э. Титченеру. Операции, которые в своем формировании прошли стадию сознательных
действий (в отличие от возникших путем неосознаваемой адаптации), продолжают
«сознательно контролироваться», хотя и не осознаются актуально. Такой режим
непрямого контроля и создает впечатление «как бы непроизвольного» обращения
внимания.
В анализе А. Н. Леонтьевым проблемы внимания мы находим очень важный
переход также к третьему названному выше плану - плану физиологических механизмов.
Всякая деятельность физиологически представляет собой систему процессов, проте­
кающих сразу на нескольких неврологических уровнях. Не все уровни при этом
равноправны: среди них выделяются «ведущий» и «фоновые». А. Н. Леонтьев особенно
подчеркивает мысль. Н. А. Бернштейна о том, что сознаваемыми всегда являются раз­
дражители только ведущего уровня, каким бы этот ведущий уровень ни был. Поэтому
своеобразная внутренняя динамичность операций, прошедших стадию сознательных
действий — их способность то актуально сознаваться, то вновь возвращаться на пери­
ферию сознания — физиологически означает то «подтягивание» их к ведущему уровню,
то вновь «опускание» на фоновые уровни.
Итак, представление о внимании, которое мы находим в работах А. Н. Леонтьева,
сводится к следующим общим положениям. Внимание как феномен сознания (и как
56