Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

Эти как бы приглушенные и замедленные процессы органического изменения
оказывают, однако, свое ежедневное влияние на работу нашего внимания, и эта
зависимость становится особенно ощутимой и явной при оживлении этих как бы
притушенных процессов, особенно при их болезненном изменении.
Однако значение этого органического процесса, лежащего в основе развития
внимания, отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития
внимания, качественно отличными по типу, именно процессами культурного развития
внимания. Под культурным развитием внимания мы имеем в виду эволюцию и изменение
самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и
подчинение их власти человека.
Психологическое исследование показывает, следовательно, что и в истории
внимания мы можем отчетливо наметить две основные линии развития: линию
натурального развития внимания и линию культурного развития внимания.
Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем
возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими
его взрослыми людьми. Как и всякое культурное развитие, оно является развитием
социальным и состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую его
социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует ту
основную операцию социального поведения личности, которую называли в старой психо­
логии произвольным вниманием.
Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким
образом, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне
личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания
никогда не привело бы и не приводит на деле к возникновению произвольного внимания.
Оно возникает, как показывают научное наблюдение и эксперимент, из того, что
окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять
внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым
дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает
своим вниманием по тому же типу.
Таким образом, механизм произвольного внимания может быть понят только
генетически и социально. Нигде поэтому не оправдываются с такой силой слова Блонделя,
что волевое, или произвольное, поведение есть поведение социальное по своему существу
и что максимум воли есть максимум повиновения. Мы знаем, что основным законом, по
которому мы овладеваем поведением, все равно чужим или своим, является закон
овладения поведением через стимуляцию. Ключ к овладению поведением заложен в
овладении стимулами, и культурное развитие какой-нибудь функции, в том числе и
внимания, заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности
общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов — знаков, силою этих
стимулов направляется поведение, эти знаки становятся основным средством, при
помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения.
Внимание в деятельностном подходе
В работах А. Н. Леонтьева мы находим ряд глубоких идей, непосредственно
относящихся к проблеме внимания. Он специально воспроизводит упрощенное
представление о содержании «поля внимания», согласно которому в него входит все то,
что оказывается перед глазами испытуемого. В отличие от этого автор говорит об
«актуально сознаваемых» или «собственно сознаваемых» содержаниях, имея в виду
впечатления, действительно ясно сознаваемые. Наряду с такими он выделяет содержания
лишь «оказывающиеся в сознании» и, наконец, «вовсе несознаваемые». Таким образом, А.
Н. Леонтьев здесь фактически воспроизводит деление психики на фокус сознания (поле
внимания), периферию сознания и область за порогом сознания, восстанавливая истинную
психологическую характеристику внимания в противовес его примитивному,
55