Дополнительная литература
1.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник /
Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов; Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. ин-т. - 3-е
изд., испр. - М.: МПСИ: Флинта,2002.
2.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М., 2000.
3.
Психология внимания / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.:
ЧеРо, 2001.
Информационный материал «Теории внимания в отечественной психологии»
Культурно - историческая теория Л. С. Выготского
История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.
Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка
осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих про
текание его рефлексов по известному нам физиологическому принципу доминанты. Этот
принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является
наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается за их счет. В
доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения,
который мы называем вниманием.
Эту первую главу в развитии детского внимания прослеживает генетическое
исследование рефлексов ребенка. Оно устанавливает, как одна за другой появляются
новые доминанты в поведении ребенка и как благодаря этому на основе их начинается
образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга. Чрезвычайно важно
отметить с самого начала тот факт, что само образование условных рефлексов зависит от
развития соответствующей доминанты.
У новорожденного есть только две доминанты - пищевая и связанная с переменой
положения. «И мы видим, - говорит исследователь, - что при наличии этих доминант
может получиться связь только между ними, именно сочетательный рефлекс в виде
пищевой реакции, возникающей, когда ребенку придается положение, обычное для его
кормления грудью. Никаких других сочетательных рефлексов с других воспринимающих
поверхностей впредь до возникновения соответствующих доминант не может быть
получено». Только постепенно у ребенка развивается зрительная, слуховая и другие
доминанты и только с их появлением становится возможным образование новых
условных рефлексов с глаз и с уха.
Таким образом, доминантная реакция стоит в самом начале образования новых
связей в коре головного мозга ребенка и определяет характер и направление этих связей.
Весь этот период в развитии ребенка мы называем периодом натурального, или
примитивного, развития его внимания. Название это оправдано тем, что развитие
внимания в этот период является функцией от общеорганического развития ребенка и
раньше всего от структурного и функционального развития центральной нервной сис
темы.
В основе развития внимания в этот период лежит, следовательно, чисто
органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов и функций
ребенка. Это - процесс, аналогичный процессу эволюционного развития внимания от
низших к. высшим организмам, где он наблюдается с наибольшей ясностью.
Этот процесс, занимающий преобладающее место в первые годы жизни ребенка, не
останавливается, или не прекращается, и далее в течение всего детского возраста и даже в
течение всей последующей жизни человека. Строго говоря, процессы развития и
изменения не прекращаются вовсе, и то относительное равновесие и устойчивость,
которые мы наблюдаем у взрослого человека по сравнению с ребенком, указывают, в
сущности, только на огромное замедление темпа, иногда на изменение направления этих
процессов, но не на их остановку.
54