предложенное Э. Титченером, произвольного внимания на «вторичное» и «производное
первичное» имело основанием именно мотивационный аспект: борьбу мотивов в первом
случае и победу мотива произвольной деятельности - во втором. Другим узловым
моментом является наличие достаточно разработанной программы деятельности и
способности к ее планомерной реализации. Наконец, еще одним решающим условием
функционирования произвольного внимания является оснащенность субъекта средствами
деятельности, т. е. техническими приемами реализации программы.
На основе идей Н. А. Бернштейна можно предложить следующую формулу:
напряженность произвольного внимания пропорциональна степени функциональной
загрузки ведущего уровня, или, иначе, обратно пропорциональна степени разгрузки
ведущего уровня со стороны нижележащих уровней. Приведенная формула может быть
распространена на задачи любой модальности.
Проблема установки и теория внимания Д. Н. Узнадзе
Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой
действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы
в специфической форме. Человек не всегда подчиняется непосредственно актуальной
действительности, большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как он
преломил их в своем сознании, лишь после того, как он осмыслил их.
В основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного
воздействия окружающей нас среды, лежит установка. Возникает вопрос: играет ли
установка какую - либо роль в плане вербальной действительности?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо в качестве исходного
пункта использовать проблему внимания, точнее, проблему осмысленности этого акта.
Для того, чтобы остановиться на чем - либо, чтобы обратить на него внимание,
необходимо, чтобы оно уже было нам дано в какой -то степени. Но чтобы это было
возможно, т. е. для того, чтобы, что - нибудь было нам дано, необходимо, необходимо,
чтобы мы уже обратили на него свое внимание.
Есть случай, в котором наша мысль работает, в частности, воспринимает ряд
явлений, без всякого участия нашего внимания, т. е. воспринимает явления, которые на
это раз лишены ясности.
В основе традиционного понимания внимания лежит неосознанная мысль, что
работу человеческой психики следует полагать в двух различных планах, из которых в
одном она протекает без участия внимания, а в другой - с его прямым участием. Ясность
и отчетливость в обоих случаях бесспорна. Эти планы работы сознания действительно
имеют место и для понимания психической жизни на различных ступенях ее развития
необходимо учитывать это обстоятельство.
Два плана работы нашей психики.
В обычном акте нашего поведения мы находим наличие двух отдельных,
существенно различных планов деятельности нашей психики - плана «импульсивной» и
«опосредованной» психики.
1.
План импульсивного поведения. Спецификой его психологически являются в
первую очередь непосредственность, включенность субъекта, как и его актов, в процесс
поведения, безостановочная абсорбированность и того и другого им. Для того чтобы яснее
представить себе эту специфику импульсивного поведения, нужно вспомнить о так
называемой инстинктивной деятельности животного или же о привычной, механизирован
ной активности человека.
Нет сомнения, что в этих случаях акт отражения соответствующих отрезков
действительности имеется налицо и субъект отражает эту последнюю не во всей ее
целостной совокупности, не во всех деталях, а лишь в определенной части ее агентов,
имеющих непосредственное отношение к целям поведения. Кроме того, он отражает их
достаточно ясно для того, чтобы они могли сделаться действительными факторами в
58