первичная ориентировка организма в окружающей среде, то основная задача
долговременной памяти - предвосхищение, то есть, направленность на будущие события
высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из
прошлого в будущее. Проблема изучения долговременной памяти связана с вопросом об
ее организации. Наиболее распространенный взгляд на долговременную память
предполагает, что внутри ее элементы связаны примерно так же, как в сложной
телефонной сети. Извлечение конкретной информации происходит посредством
вхождения в сеть. Такое вхождение способно вызывать другую относящуюся к делу
информацию, пока не будет установлена связь с требуемой информацией. В отличие от
кратковременной памяти, главную роль в процессе переработки информации в
долговременной памяти играет семантическое кодирование.
Рассмотренное деление памяти по трем общепринятым основаниям не охватывает
всего многообразия мнемических явлений. Существуют виды памяти, которые не
отвечают ни одному из вышеуказанных критериев.
Эйдетическая память
. В 1907 году В. Урбанич впервые обратил внимание на
существование наглядных образов у детей определенного периода развития.
Впоследствии эти образы были названы эйдетическими (от греч. eidos - образ, идея).
Сущность эйдетизма заключается в том, что человек обладает способностью видеть на
пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед
его глазами. Эйдетический образ - образ, возникающий после непосредственного
восприятия объекта. Образ может быть настолько четким и ясным, что по своим
характеристикам сравним с перцептивным образом. Л.С. Выготский приводит описание
одного из экспериментов, помогающих пониманию данного явления. В течение 9 секунд
ребенку показывалась незнакомая ему картина. Затем картина убиралась, и перед глазами
испытуемого оставался пустой экран. Несмотря на это, мальчик продолжал «видеть»
картинку во всех деталях еще в течение часа после ее предъявления.
Нередко в психологической литературе встречается понятие
«оперативная
память».
Под оперативной памятью принято понимать мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия,
операции. Выполнение сложного действия осуществляется по частям. При этом мы
удерживаем в сознании некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока они
остаются для нас важными. По мере продвижения к конечному результату
промежуточный материал может забываться. Оперативная память участвует в любом
виде деятельности. Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от
долговременной, так и от кратковременной. В оперативной памяти содержится
необходимый для выполнения «сиюминутной» деятельности материал, поступающий и
из кратковременной, и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал
необходим, он остается в ведении оперативной памяти. Как только текущая
деятельность прекратилась, этот материал возвращается в долговременную память.
Одним из принципиальных отличий оперативной памяти от кратковременной является
различие целей и задач запоминания. Если в кратковременной памяти запоминание
является самоцелью, то в оперативной памяти, напротив, запоминание и
воспроизведение подчинены целям и задачам текущей деятельности, тесно связаны с ее
содержанием. Таким образом, оперативная память является специфическим видом
памяти, хотя и имеющим тесные связи с другими видами.
Память также разделяют на
эксплицитную
(связанную со знанием, которое мы
можем сознательно вспомнить) и
имплицитную
(ассоциированную со знанием,
сознательно не воспроизводимым, но проявляющимся, например, в решении какой-либо
задачи).
До сих пор в психологии остается открытым вопрос о том, как организована память.
Связывает ли что-то в единую структуру выше описанные формы памяти? Или же
44