Словесно-логическая память
- память на слова, мысли, суждения,
умозаключения. В ней закреплено отражение предметов и явлений в их существенных
свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память - это специфически
человеческая память. Эта память является ведущей по отношению к другим видам: от ее
развития зависит функционирование всех других видов памяти.
В ряду указанных выше видов памяти выделяют также
образную память
.
Образная память бывает нескольких типов и различается по роли ведущего анализатора. В
силу этого еще одним основанием для классификации мнемических явлений выделяют
«модальность». По модальности различают: зрительную, слуховую, осязательную,
обонятельную и вкусовую память. Принято считать, что зрительная и слуховая память
хорошо развиты у большинства людей.
Следующий критерий - характер психической активности. В соответствии с этим
критерием память дифференцируют на произвольную и непроизвольную.
О непроизвольной памяти говорят в том случае, если запоминание не связано с
решением специально поставленной мнемической задачи. Большой вклад в изучение
непроизвольного запоминания внес отечественный психолог П.И. Зинченко. Вывод,
которой делает исследователь на основании экспериментальных данных, заключается в
том, что непроизвольное запоминание не является случайным запечатлением
информации, попадающей в фокус внимания. Напротив, непроизвольная память
неразрывно связана с характером деятельности, в которую включен субъект.
В тех случаях, когда имеет место сознательное намерение запомнить информацию,
говорят о произвольном запоминании. Наличие специальной мнемической задачи
является важнейшим условием успешности запоминания. Один из известных
отечественных исследователей памяти А.А. Смирнов, иллюстрируя данное положение,
обращает внимание на факт плохого запоминания материала экспериментаторами, в то
время как испытуемые точнее запоминают и воспроизводят стимульный материал. По
мнению автора, продуктивность работы памяти напрямую связана с содержанием
поставленной мнемической задачи, с требованиями, предъявляемыми к запоминанию. В
зависимости от того, что именно должно быть запомнено, можно выделить ряд свойств,
характеризующих запоминание:
-
полнота запоминания
- в данном случае принято различать сплошное или выборочное
запоминание;
-
точность запоминания
- в зависимости от того, как необходимо запомнить информацию
выделяют, например, запоминание наизусть или «своими словами»;
-
направленность на запоминание определенной последовательности
- в таком случае, в
зависимости от задачи, события запоминаются либо в строгой хронологии, либо в
порядке, удобном для субъекта;
- прочность запоминания
- в зависимости от потребности, материал запоминается на
определенный промежуток времени;
- направленность на своевременность воспроизведения
.
Непроизвольная и произвольная память выступают как структуры целостной
системы. Все процессы памяти могут протекать как в произвольной, так и в
непроизвольной форме в зависимости от стоящей перед субъектом задачи. Произвольная
форма памяти выполняет в структуре познавательной деятельности организующую
функцию, направляя все познавательные процессы на достижение мнемической цели.
Непроизвольная форма памяти включена в структуру целенаправленной деятельности как
способ достижения познавательных или практических целей.
По критерию время закрепления и сохранения материала выделяют
сенсорную
память, кратковременную и долговременную память.
Разновидностями сенсорной памяти являются
иконическая
и
эхоическая
память.
Под
иконической памятью
понимают сохранность зрительных впечатлений и их
42