студент должен уметь:
эффективно организовывать и использовать в
профессиональной деятельности психологические закономерности работы памяти;
учитывать действие эффектов мнемической деятельности при расспросе пациента, в
частности, при оценке его состояния или сборе анамнеза;
Ключевые слова:
память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание,
мнемотехнические приемы.
Указания для подготовки к семинарскому занятию «Память»
1.
Раскройте содержание механизмов и закономерностей функционирования
процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
2.
Проанализируйте
различные
концепции
памяти,
раскрывающие
психологический, физиологический и химические уровни ее протекания.
3. Охарактеризуйте виды памяти и определите условия их развития.
Основная литература
1.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - Ростов н / Дону, 1999. С.93-114.
2.
Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2001. С.94-189.
3.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 1999 С.223-
243.
4.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. С.107-326.
5.
Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. С.164-282.
6.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996. С.25-42.
Дополнительная литература
1.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. -
М.: Просвещение, 1994.
2.
Блонский П. П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.
3.
Как развивать память / Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И. К. и
др. - Донецк: Сталкер,1997.
4.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. - М,
1968.
5.
Психология памяти (тексты) - М., 1998.
6.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996.
7.
Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студентов вузов.
- М.: Изд. центр "Академия", 2002.
Информационный материал «Виды памяти»
В психологии существует несколько классификаций видов памяти, построенных на
разных основаниях. Традиционно выделяют критерий: характер психической активности,
преобладающий в деятельности. На этом основании выделяют двигательную,
эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память
связана с запоминанием и реализацией отдельных
движений и целостных двигательных актов.
Эмоциональная память
- память на
аффективные переживания. Эмоции выполняют важную функцию, сигнализируя о
неосознаваемых результатах познавательной деятельности субъекта, о достижении
целей выполняемой деятельности, и, в целом, об изменениях в процессе взаимодействия
человека с окружающим миром. Зафиксированные однажды в памяти эмоциональные
переживания могут побуждать или, наоборот, предостерегать человека от совершения
какого-либо действия. Отличительной особенностью эмоциональной памяти по
отношению к другим видам является ее прочность, так как часто единственным
воспоминанием о событии выступают пережитые чувства.
41