Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

обратился за получением формальной справки о состоянии здоровья, чтобы выехать для
работы за границу, но приборы регистрируют наличие серьезного заболевания сердца.
Как должны поступить в этих случаях врач и психолог? Что будет "реальностью"
для каждого из них?
Психодиагностическое задание
«Поведенческий портрет по данным наблюдения»
Студентам предлагается составить «Поведенческий портрет личности по данным
наблюдения». Задание выполняется в рабочей тетради для практических занятий (в виде
«дневника наблюдений»). Отработка данного задания включает в себя два занятия с
интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.
На первом занятии студенты знакомятся с содержанием задания - составить на
основе данных наблюдения «поведенческий портрет» человека (своего товарища по
группе), то есть дать настолько точное и подробное описание рисунка его поведения и
привычек, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является
объектом наблюдения ...
Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-
либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека,
типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку».
В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при
котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в
свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому.
Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека,
поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является
сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому
становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не
имеет сведений относительного того, за кем наблюдают другие, а также, не является ли он
сам объектом наблюдения.
На первом этапе студенты должны составить первые «поведенческие портреты»
своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с
наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за
его поведением. Указания к этому описанию:
а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений,
литературных оборотов и т.п.;
б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с
характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения
(такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);
г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности
наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также
суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.
Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и
обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во
внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить
психологический климат в группе.
В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими
испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления
«портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в
разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон.
28