Задание 2 (ситуационная задача).
Пациент 45 лет, по специальности врач-
рентгенолог, у которого недавно диагностирована эпилепсия (травматического генеза),
отказывается принимать лекарственные препараты и считает свое заболевание временным
недомоганием, не требующим лечения. В разговоре с врачом обстоятелен, подробно
рассказывает о своей жизни, работе. Говорит, что обычно берет на себя всю работу,
связанную с анализом данных и оформлением документации, так как это требует
внимания и терпения, и ему всегда это удавалось. Любит проводить время дома и на даче,
мастеря что-то полезное. Себя характеризует как человека в целом уравновешенного,
однако склонного подолгу переживать неприятности. Хочет вернуться в привычную
обстановку — домой и к работе. Вопросы:
1. Какие особенности прослеживаются у данного пациента? Какой психодиаг
ностический метод позволяет врачу сделать это предположение?
2. Каким методом можно подтвердить это предположение?
4.
Какие индивидуальные особенности пациента и психосоциальная ситуация
способствуют формированию такого отношения болезни?
Задание 3.
На практических занятиях по психологии со студентами 3-го
стоматологического факультета преподаватель К. для наглядной демонстрации
психодиагностической процедуры использовал тест «Пятна Роршаха».
Вопросы:
1. Дайте характеристику данного теста.
2. Какие психологические феномены выявляются с помощью данной методики?
3. Какие еще методы психодиагностики используются также с этой целью?
4. Как знание о себе, полученное с помощью данного теста, поможет (помешает)
студенту в его дальнейшей учебе, работе?
5. К каким методам обучения относятся действия преподавателя''?
Задание 4. Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя
согласиться? Поясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и
недооценивать содержательно-предметную сторону познания.
1. Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее
всего сам светильник, т.е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути.
2. Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во
взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные
объективные связи и отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих
знаниях.
3. Метод - это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего
познания и преобразования мира.
4. Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся
серьезность исследования... При хорошем методе и не очень талантливый человек может
сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не
получит ценных, точных данных.
Задание 5.
Считают, что если человек рассказывает о своих болезненных ощущениях,
то перед врачом раскрываются только "субъективные переживания" больного. Если
исследуется его телесное состояние, берутся анализы, используется медицинская
аппаратура, то тем самым раскрывается объективная картина болезни. Представьте себе
две ситуации: а) человек жалуется на плохое самочувствие, усталость, раздражительность,
слабость, нервозность, хронические диффузные боли, хотя объективно не регистрируется
никакое заболевание; б) человек чувствует себя здоровым и бодрым, в поликлинику
27