Стр. 29 - 2

Упрощенная HTML-версия

Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал
факта наблюдения, чтобы наблюдение на искажало его естественного поведения, а его
влияние на ситуацию наблюдения было минимальным.
Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в
соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.
Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и
написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй
«портрет» испытуемого.
На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ
составленных описаний поведения.
При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются
разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизированном типе
наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть
причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий
наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).
Тема 3. Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие
«Мы не только верим тому, что видим,
но до некоторой степени и видим то,
во что верим».
Р.Л. Грегори
Цели занятия:
студент должен иметь представление
: об основных характеристиках психических
процессов ощущений и восприятия;
студент должен знать
: субъективные факторы, обеспечивающие селективность
восприятия, с одной стороны, с другой - адекватность восприятия; индивидуальные
особенности, влияющие на способность человека (особенно в роли пациента) словесно
описать свои ощущения;
студент должен уметь
: способствовать наилучшему восприятию пациентом
необходимой информации.
Ключевые слова:
абсолютный порог чувствительности, адаптация, апперцепция,
восприятие,
модальность,
относительный
порог
чувствительности,
основной
психофизический закон, ощущение, перцепция, сенсорно-перцептивные процессы,
сенсибилизация, синестезия, чувствительность.
Указания для подготовки к семинарскому занятию «Ощущения и восприятие»
1. Определите, почему ощущение и восприятие называются сенсорно­
перцептивными процессами. Выясните функции сенсорно-перцептивных процессов.
2. Рассмотрите особенности и виды ощущений как отражения действительности в
ее отдельных свойствах, а восприятия как целостного образа. При этом обратите внимание
на отличие их свойств: у ощущения это модальность, чувствительность и пороги
чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия; а у восприятия - целостность,
константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность.
3. В изучения феномена восприятия немаловажным является выделение
апперцепции, а в ощущениях ознакомление с основным психофизическим законом. Для
лучшего понимания изучаемых феноменов познакомьтесь с различными концепциями
исследования ощущения и восприятия.
29