Стр. 21 - 2

Упрощенная HTML-версия

т.д. Данный метод широко применяется в профессиографии, психологической и
психофизиологической экспертизе. Для более точного понимания представлений
пациентов об окружающем их мире, самих себе организуются специальные выставки.
Эксперимент
- способ сбора фактов в специально организованных или обычных
условиях. Поэтому различают лабораторный и естественный эксперимент.
Тест
является специфически психологическим методом, который сформировался в
рамках психологии. Слово «тест» имеет английское происхождение (test) и означает
«задача», «задание». Тест - это система заданий, позволяющая измерять уровень развития
определенного психического качества, состояния, процесса или свойства пациента. Тут же
возникает вопрос о том, как измерять определенные свойства, ведь должны быть какие-то
единицы измерения этих свойств. Например, всем хорошо известны единицы измерения,
принятые в физике: герц, рентген, ампер. В каких единицах измерять психологические
качества, например уровень интеллекта?
На данный момент, так как измеряемые свойства являются не наименованными,
наиболее распространенной единицей измерения, принятой в психологии, является балл.
Поэтому в тестах очень часто применяется балльная система и ее производные, например
стены, как это делается в тесте Кеттелла 16PF. Естественно, если при измерениях
применяются оценки в баллах (по отдельным тестам можно набрать 10, 100 баллов), то
должна существовать некоторая шкала или система шкал, на которых откладываются эти
баллы. Шкалы могут быть монополярные (однополюсные), когда измеряется только одна
психическая переменная, чаще всего от нуля до какой-то условной величины, например,
как это делается при измерении интеллекта. Существуют биполярные шкалы
(двухполюсные), при помощи которых одновременно измеряются два психических
образования. В этом случае один полюс соответствует максимальной выраженности одно­
го качества, а второй, противоположный ему, полюс соответствует максимальной
выраженности какого-то иного качества. Так, в тесте Айзенка личность больного, наряду с
прочими характеристиками, описывается по биполярной шкале «Эмоциональная
стабильность - нейротизм». По характеру связи между собой шкалы могут быть
рядоположенными, не связанными между собой. В этом случае принято их называть
ортогональными шкалами. Однако бывают случаи, когда шкалы связаны некоторой
корреляционной зависимостью, т. е. изменение значения измеряемого свойства по одной
шкале сопровождается изменением другого психического свойства и значения по другой
шкале. В этом случае шкалы называются сопряженными. Так, образовательный уровень
больного связан отрицательной корреляционной связью с его вербальной внушаемостью.
Важной особенностью профессионального теста является существование хорошо
проверенных норм, которые являются критериями содержательной интерпретации
результатов тестирования, позволяя отнести полученный результат к той или иной
описательной категории. Нормы проверяются на больших группах людей с применением
статистических методов обработки больших массивов данных. В профессиональной
психологической практике могут применяться лишь методики, прошедшие тщательную
проверку (валидизацию).
Среди огромного многообразия психологических тестов можно выделить
несколько групп, дифференцировав их, например, по форме сбора информации:
вопросники, тесты-задания, проективные тесты. Классифицируя тесты по их назначению,
выделяют:
1. Критериально-ориентированные тесты - испытания соответствия человека или
группы людей определенному критерию, например годности или негодности состояния
здоровья призывника для прохождения службы в армии.
2. Тесты достижений, которые позволяют определять степень выраженности того
или иного симптома или синдрома. Строго говоря, данный тип тестов может
рассматриваться как развитие, уточнение испытаний первого типа. В этих тестах не
21