Стр. 22 - 2

Упрощенная HTML-версия

только констатируется факт наличия того или иного синдрома или личностной черты, но и
степень их выраженности.
3. Тесты измерения интеллекта (в зависимости от того, что мы понимаем под
интеллектом) позволяют определять умственное развитие или (и) уровень
осведомленности, под которым в одних случаях понимается объем накопленной
информации, в других - умение выстраивать причинно-следственные связи, т.е.
способность логически мыслить. Эти тесты широко применяются для оценки степени
соответствия умственного развития возрастным нормам, при диагностике степени
опережения или задержки психического развития и характера имеющихся отклонений от
нормы. Процедуру измерения интеллекта целесообразно повторять неоднократно. Особое
значение это имеет в дошкольный и школьный периоды, при определении готовности
ребенка к обучению, его социальной адаптивности. В старческом возрасте подобная
процедура имеет значение для оценки динамики происходящих возрастных изменений,
степени социальной компетентности, способности человека позаботиться о себе. В зрелом
возрасте указанные измерения могут иметь значение при профотборе, проведении
экспертиз и т. д. Данный тип тестов не вскрывает причин несоответствия умственного
развития возрастным нормам. Для их уточнения требуется проведение дополнительных
исследований.
4. Личностные тесты предназначены для изучения устойчивых особенностей
человека, сформированных в системе социальных отношений. Эти данные могут быть
представлены в виде личностного профиля. Наиболее информативным показателем
личностных особенностей пациента является характер кривой личностного профиля.
Некоторые личностные тесты применяются в психологической и клинической
практике особенно часто. К ним относятся тест Кеттелла 16PF, MMPI, тест Айзенка и ряд
других методик. Результаты, полученные при помощи большинства тестов, поддаются
сравнительному анализу, так как результаты могут быть представлены в значениях,
пригодных для статистической обработки (баллах, стенах и т.д.).
5. Проективные тесты - методы изучения индивидуальных особенностей пациента,
основанные на анализе продуктов интеллектуальной деятельности, ассоциаций,
полученных при интерпретации многозначных по содержанию сенсорных стимулов. Как
всякая другая форма интеллектуальной деятельности, свободные ассоциации возникают
по определенным законам и отражают личный опыт человека, его психическое и
соматическое здоровье. Эти свободные ассоциации анализируются по определенной
схеме: учитывается лексический состав, объем и темп речевой продукции пациента. По
этой информации делается вывод о его личностных особенностях и особенностях
имеющегося у него заболевания. Наиболее известными методиками, относящимися к
данной группе, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и «Пятна Роршаха»
[13, С. 15-21].
Задания для самостоятельной подготовки к занятию
Уровень сложности*
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. К основным методам относят метод ... и метод ... , к вспомогательным - все
остальные.
2. Метод ... - метод изучения свойств и законов сознания с помощью
рефлексивного наблюдения.
3. Метод ... был вызван к жизни практическими потребностями изучения психики
детей, душевнобольных и т.д.
4. При наблюдении в естественных условиях трудно дать ... наблюдаемого явления
с учетом ... обстоятельств.
5. Первая лаборатория экспериментальной психологии была основана ... в ... .
22