Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

нуть, попыткой угадать «правильный» ответ на вопрос. Уточнить причину паузы и
затруднений в ответе можно по изменившейся экспрессии лица, пантомимике,
направлению взгляда, ритму и глубине дыхания, моторике и т.д. Пациенту можно помочь,
задав вопрос, уточняющий причины затруднений, дать время для обдумывания ответа,
создать ситуацию безопасности, установить письменный, жестовый или тактильный
контакт (например, положить руку на плечо пациента).
Семантические неточности в речи обычно вызваны алекситимией (неспособностью
высказать свою мысль) или желанием что-либо скрыть. Обе эти причины могут быть
сопряжены с сильными душевными переживаниями. Доминирование в речи
долженствований (я обязан.. , мне необходимо.. , мне нужно... ) обычно означает защиту от
психологической травмы, желание следовать принятым нормам и приказам,
саморегуляцию. Частое использование сравнительной степени (чаще — реже, больше —
меньше) указывает на затрудненное, недостаточно дифференцированное восприятие
ситуации. Использование широких обобщений (все, многие) является признаком защиты
патопсихологического симптома.
Беседа
- способ сбора фактов в процессе личного общения врача и психолога с
больным. Ее отличие от интервью заключается в том, что у беседующих людей
оказываются сходные роли в коммуникативном контакте. Беседа может проводиться как в
диагностических, так и в психотерапевтических целях. В беседе врачом решаются
следующие психологические задачи:
1. уточняются симптомы;
2. анализируется жизненная ситуация;
3. проводится содержательный анализ речи;
4. исследуются невербальные формы поведения;
5. уточняется круг психологических проблем;
6. анализируются ожидания пациента;
7. формируется и проверяется гипотеза о психическом состоянии;
8. обсуждается совместно с пациентом диагноз и стратегии лечения;
9. осуществляется лечебное воздействие.
При проведении беседы возможны нарушения контакта с пациентом. Их причинами
могут быть фиксация беседующих на отношениях, а не на обсуждаемом вопросе;
несовпадение репрезентативных систем врача и пациента; оценочная позиция врача,
осознанная или бессознательная попытка навязать собственную систему ценностей;
принятие пессимистического прогноза исхода заболевания; демонстрация превосходства;
формальное участие, объектный (а не субъектный) подход к пациенту; нарушение
коммуникативных норм и дистанции в общении с пациентом, «синдром эмоционального
выгорания», приводящие к конфликтам, повышенной тревожности, чувству
профессиональной
некомпетентности;
установка
на
подтверждение
своей
профессиональной компетентности, а не на работу.
Эти нарушения межличностных контактов могут быть ликвидированы при помощи
ряда психологических приемов. К ним относятся: анализ собственного поведения,
использование при взаимодействии с пациентом удобной для него репрезентативной
системы, анализ причин необходимости в самоутверждении и манифестации своих
ценностей, восстановление адекватной профессиональной системы взаимоотношений с
пациентом.
Анкетирование
- составление письменного самоотчета по предложенной
исследователем программе.
Исследование продуктов психической деятельности человека
и его раз­
новидность -
психобиографический метод
. Указанный метод позволяет воссоздать
некоторые психические характеристики индивида по результатам его деятельности.
Например, воссоздать личностный портрет человека по его письмам, книгам, картинам и
20