быть особенно осторожен в выборе формулировок, должен контролировать каждое слово
при описании возможных осложнений и исходов заболевания, тогда как во втором случае
акцентирование внимания на возможных осложнениях иногда бывает просто необходимо
для того, чтобы заставить пациента ответственно относиться к своему здоровью.
Существует специальная область психологической науки, в рамках которой
создаются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей
человека, его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Она
сформировалась как самостоятельное направление психологии на рубеже XIX—XX сто
летий. В ее развитие внесли большой вклад такие известные ученые, как Бине, Гальтон,
Кеттелл, Крепелин, Эббингауз, которые по праву могут считаться ее основоположниками.
В арсенале клинического психолога на сегодняшний день имеется широкий набор
психологических методов.
Самым распространенным психологическим методом является
наблюдение.
Условно его можно разделить на два вида: общее и целенаправленное. Все специалисты,
для которых объектом профессиональной деятельности является другой человек,
используют оба вида наблюдения. Общее наблюдение позволяет выявлять
закономерности поведения пациента, в результате чего складывается общее впечатление о
нем. В зависимости от специализации врача и медицинского психолога их могут
интересовать какие-то частные особенности, например состояние кратковременной и
долговременной
памяти,
особенности
эмоциональной
сферы,
адекватность
интеллектуального развития и т.д. Такое наблюдение называется целенаправленным
наблюдением.
Другой важный метод называется
интервью.
Его можно определить как процесс
получения информации при устном опросе. Оно может проводиться в свободной или
стандартизированной форме. Свободное интервью является хорошей формой достижения
релаксации пациента в результате подробного рассказа о своем состоянии. Его недостаток
состоит в том, что такая форма общения, как правило, занимает много времени и имеет
низкую информативность. Однако это важная форма снятия стресса у пациента. Напротив,
стандартизированное интервью может быть очень коротким по времени, но
содержательным. Его недостатками являются нарушение эмоционального контакта с
пациентом, включение механизмов психологической защиты. Целью интервью является
уточнение круга значимых для пациента проблем, имеющих отношение к его личностным
особенностям, особенностям протекания заболевания, приемам социальной адаптации.
Знание этих особенностей пациента может существенно повлиять на выбор методов
лечения.
Профессиональное ведение интервью предполагает наличие навыков построения
логики и последовательности вопросов, постановки вопросов с учетом словарного запаса
пациента, выбора выражений и формулировок, модуляций голоса, пауз, богатой палитры
ответных поведенческих реакций, знание возрастных, половых, образовательных,
культуральных, социальных особенностей группы людей, к которой принадлежит
пациент. Интервью может проводиться с целью получения информации, уточнения и
проверки гипотезы, ввода информации. Для этого могут применяться разные приемы:
конкретизация (например: когда появились первые симптомы?); вербализация
переживания (какие ощущения вы при этом испытываете?); интерпретация (если я вас
правильно понял..?); выявление закономерностей (можно ли сформулировать это..?);
каузальный анализ (это закономерность или исключение?); проблематизация (в чем
проблема?). Во время интервью следует избегать оценочных суждений (как все разумные
люди, вы, надеюсь, понимаете, что..?); риторических вопросов (вы что, не понимаете,
что..?), исключать возможность манипуляции врачом. Паузы в речи пациента или
задержки с ответом могут быть вызваны припоминанием, продумыванием ответа и
формулировки, проявлением сопротивления, негативизма, желанием скрыть или обма
19