Стр. 145 - 2

Упрощенная HTML-версия

обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного
человека может отражаться одновременно несколько систем ЦС разных социальных
групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени
дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп: от
единого недифференцированного "они" работника физического труда со слабо развитой
рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании
профессионального социолога или политолога.
В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем
ценностные идеалы (ЦИ). Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает
тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались
на понятие "идеал". Смысл понятия ЦИ состоит в том, что человек является не пассивным
объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать
собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное
движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых
характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа
своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта
(в его представлении). Наряду с ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе,
которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем
(через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ.
Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях
какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений
основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях
автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно
эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и
тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей
М.Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о
системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто
знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого
человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого
воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов,
оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей
делает весьма интересным эмпирическое изучение [9].
Задания для самостоятельной подготовки к занятию
Уровень сложности *
Задание 1
.
Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.
1.
Деятельность человека не только ... , но и мотивирована.
2.
Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ... .
3.
Потребности являются источником ... личности.
4.
Цель является предпосылкой ... .
5.
Потребности обнаруживаются в ... , побуждающих к деятельности.
6.
Осознанная ... становится мотивом поведения.
Задание 2
. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее
правильные суждения, выбор аргументируйте.
1.
Личность формируется в деятельности.
2.
Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними
стимулами.
3.
Деятельность обусловлена только сознанием человека.
4.
Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли,
чувства, идеалы.
145