Психологический анализ приводит к аналогичным выводам, за исключением
первого случая, когда нет оснований говорить о реальных ценностях. Во-первых,
недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей
и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить
реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни. Во-вторых, значимость
тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под
действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. В-третьих,
причиной рассогласований может выступать наличие в сознании любого человека самого
разного рода ценностных представлений, о которых подробнее речь пойдет ниже.
Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании имеют разное
происхождение: одни из них по механизму своего образования относятся к "социальным
представлениям" в концептуальном значении этого понятия, а другие являются
результатом индивидуальной рефлексии. Эти разнородные ценностные представления в
индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватное осознание
собственных ценностей. Признание психологической реальности как реально
действующих ценностей, интегрированных в мотивационную структуру личности, так и
ценностных представлений сознания порождает проблему соотношения между ними.
Феноменология
и
виды
ценностных
представлений.
В
мировой
социологической и социально-психологической литературе ценностным представлениям
посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и
общепринятые определения так и не были выработаны. Чаще всего ценностные
представления сознания обозначаются широко распространившимся и, на наш взгляд,
удачным термином "ценностные ориентации", однако он не всегда употребляется
однозначно.
Ценностные
представления и ценностные ориентации обычно
рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных
ценностей, причем понятия "ценности" и "ценностные ориентации" относятся с равным
успехом и к сознаваемым (декларируемым), и к реально значимым ценностям. Так,
Ч.Моррис различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь
понятием "ценностные ориентации", К.Клакхон же определяет ценности как аспект
мотивации, а ценностные ориентации - как определенные концепции. М.Рокич называет
убеждения, диагностируемые с помощью его известного метода прямого ранжирования,
ценностями, а в отечественной литературе те же данные интерпретируются в понятиях
ценностных ориентаций. Предметом нашего исследования выступают ценностные
представления, независимо от того, как они обозначаются в конкретных работах:
понятиями "ценность", "ценностная ориентация" или как-нибудь иначе.
Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о
собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых
вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные
представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям,
даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями
личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в
сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и
другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из
них, не претендуя при этом не полноту классификации.
Прежде всего, исходя из очевидного факта несовпадения систем ценностей
индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже если речь идет о
референтной группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей
согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные
(социально желательные) ценности группы или общества, выделим такую категорию
ценностных представлений, как ценностные стереотипы (ЦС). ЦС отражают, по сути,
ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или
144