представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1)
общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в
нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной
жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях
конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"),
побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных
ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.
Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные
идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее
к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же
воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования
общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Психологическая модель
строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза,
конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной
мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности
формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с
потребностями.
Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами
деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их
отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по
содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или
представлений субъекта о собственных ценностях.
В 70-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения
между декларируемыми и реальными ценностями. Наиболее детальный анализ
методической стороны этой проблемы был осуществлен группой одесских социологов, а
наиболее убедительные эмпирические факты получены в оригинальном психологическом
эксперименте, проведенном Е.Е.Насиновской, которая использовала методику косвенного
постгипнотического внушения.
Испытуемым, которым предстояло выполнять личностно нейтральные задания,
например воспроизводить "на глаз" длину предъявляемых отрезков с максимальной
точностью, предварительно в состоянии гипноза внушались инструкции типа "если:то:",
где условием "если" было преувеличение или преуменьшение длины отрезков, а
внушенным следствием "то" - реализация той или иной ценности. Направление и степень
искажения длины отрезков после выхода из состояния гипноза служили надежным и
правдивым индикатором реальной побудительной силы разных ценностей. Было
зафиксировано заметное расхождение между декларируемой значимостью этих ценностей
и степенью их влияния на постгипнотическую деятельность.
М.Б.Кунявский, В.Б.Моин и И.М.Попова называют четыре группы причин,
которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными
конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными
ценностями:
При адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в
практическую регуляцию деятельности может не происходить: из-за отсутствия
возможностей реализации, наличия конкурирующих или противоречивых ценностей.
Реально действующие ценности не всегда адекватно осознаются и вербализуются
субъектом: в силу ограниченности его интеллектуальных возможностей действия
защитных механизмов и др.
Адекватно
осознаваемые
ценности
могут
неадекватно
вербально
репрезентироваться: в силу речевых табу и другого рода преград.
Рассогласования могут определяться наличием конкурирующих компонентов
вербального поведения или сознания.
143