Ключевые слова:
активность, действие, деятельность, направленность личности,
потребности, активность, мотивы, мотивация, интересы, убеждения, ценности,
мировоззрение, идеалы, уровень притязаний, установка, цель.
Указания для подготовки к семинарскому занятию «Направленность личности.
Активность и деятельность»
1. Определить психологическую сущность деятельности личности, как активного
отношения к миру через его целесообразное изменение и преобразование. Рассмотрите ее
генетический, динамический и структурно-функциональный аспект. Выделите роль
деятельности в жизни человека.
2. Выделите компоненты направленности личности и, на основе этого
охарактеризуйте место и функции каждого компонента структуры направленности.
3. Рассмотрите следующие характеристики деятельности: предметность,
социальность,
общественно-историческая
природа,
опосредованность,
целенаправленность, продуктивность. На этой основе охарактеризуйте основные виды
деятельности: игра, ученье, труд.
4. Для того, чтобы лучше усвоить роль и место деятельности в структуре психики
рассмотрите примеры, иллюстрирующие единство и различие сознания и деятельности.
Основная литература
1.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - Ростов н / Дону, 1999. С.187-314.
2.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. С.82-91.
3.
Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. С.122-147.
4.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш.
Пед. учеб. зав. - М., 1998. С.206-222.
5.
Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, 512с.
6.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. С.435-510.
7.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в
психологию субъективности. - М., 1995. С.36-124.
Дополнительная литература
1.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
2.
Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.
3.
Зинченко В.П. Образ и действие. - Москва-Воронеж, Академия
педагогических и социальных наук, 1997.
4.
Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М., 2000.
5.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика,
1983.
6.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1986.
Информационный материал «Ценности и ценностные представления»
Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе
часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не
представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах,
посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность
понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно
ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании;
последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Проанализировав
множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в
философии, социологии, этик и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности
соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано
142