принятия решения, способность быть субъектом своего поведения, уровень
сформированности личности и др.).
Задание 4. Какие из перечисленных качеств и почему, на ваш взгляд, должны
считаться профессионально значимыми качествами врача (медицинского
работника)?
Уверенность в себе, доброта,
целеустремленность, эмпатия,
высокая
эмоциональность, личностная стабильность, цельность, вдумчивость, рефлексивность,
самопринятие, экстраверсия, интуиция, познавательная активность, высокий интеллект,
нравственность, внимательность, артистичность, трудолюбие, воля, высокая самооценка,
сильный тип нервной системы, гуманность, агрессивность, креативность, красноречие,
внушаемость, умение убеждать, обаяние, авторитарность, чувство юмора, толерантность,
консерватизм, постоянство привычек.
Задание 5. Проанализируйте высказывания врачей с точки зрения концепции
другого человека, которую он (врач) реализует в своей профессиональной
деятельности:
1. В чем дело, почему ты не хочешь ходить в школу?
2. Естественно, его нужно поставить на учет, это явно патологическое развитие
личности.
3. Поймите, что вы просто теряете время, его лечить надо.
4. Эти истерички, они все одинаковы.
5. Это вполне ясный случай.
6. Я надеюсь, что теперь вы понимаете, что все это ваши фантазии?
Задание 6. Какова профессиональная позиция врачей, которым принадлежат
данные высказывания?
1. Каждый день одно и то же. Когда же это прекратится?
2. Просто не могу заставить себя работать.
3. Сходить на обход, что ли?
4. Я бы целыми днями на даче сидела, я там просто душой отдыхаю.
5. За те гроши, что нам платят, работать вообще не имеет смысла.
Задание 7. Предлагается обсудить и провести дискуссию в отношении
следующих высказываний о причинах предубеждений медицинских работников в
отношении психологии.
И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые
не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях
останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые
причины предубеждения медицинских работников против психологии:
1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических
знаний, которые они считают решающими.
2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать
органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.
3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они
обратились к врачу.
4. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических
данных, а не с нарушением функции.
5. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое
образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени
относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.
12