студент должен знать
: основные концепции в изучении личности, особенно в
части их связи с практикой работы с пациентами;
студент должен уметь
: ориентироваться в особенностях поведения пациента,
характерных для различных уровней развития личности.
Ключевые слова:
бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо,
сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смысл жизни, эпигенезис,
идентичность.
Указания для подготовки к семинарскому занятию «Теории личности в зарубежной
психологии»
1. Что лежит в основе понимания личности различными зарубежными теориями? В чем
их разногласия?
2. Опишите понимание структуры личности различными зарубежными теориями.
Сравните их.
3. Каковы основные механизмы существования и развития личности в
вышеперечисленных теориях?
4. Соотнесите собственную позицию по данному вопросу с рассмотренными теориями.
Обоснуйте ее.
Основная литература
1.Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. С.490-510.
2. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 1999. С.95-132.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб.
зав. - М.: «Академия», 1998. С.336-384.
4. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, 512с.
5. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995. С.312-334.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996. С.114-154.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
Дополнительная литература
1.
Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 1997.
2.
Берн Э. Игры, в которые играют люди... - М., 1990.
3.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.
4. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Пер. с нем. - Л., 1991.
5.
Джемс У. Психология. - М., 1991.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999.
7. Психоанализ / Сост. Лейбина В.М. - СПб.: Питер, 2001, 512с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
9.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
10.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1991.
11. Фромм Эрих. Искусство любви. - Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991.
12.
Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996.
13. Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.
Информационный материал «О личности»
В провинциальном австрийском госпитале лежал тяжелобольной мужчина. Врачи
честно признались ему в том, что им не удалось определить причину болезни, однако если
бы они смогли поставить диагноз, они бы, вероятно, вылечили его. Кроме этого, они
сказали, что известный диагност вскоре должен посетить госпиталь и что именно ему,
возможно, удастся установить причину заболевания.
116