Стр. 102 - 2

Упрощенная HTML-версия

сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии,
выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите
собственные дефиниции по данному вопросу.
Основная литература
1.
Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. С.490-510.
2.
Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 1999. С.95-132.
3.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш.
Пед. учеб. зав. - М.: «Академия», 1998. С.336-384.
4.
Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995. С.312-
334.
5.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996. С.114-154.
Дополнительная литература
1.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
2.
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.
Уч. пособ. к спецкурсу. - Пермь, 1990.
3.
Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., Воронеж, 1995.
4.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы,
проекции, практики. уч. пособие. - М.: Академия, 2002., 272с.
5.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов
на Дону, "Феникс", 1996.
Информационный материал
«
Идея личности в российской психологии: типологический
подход»
Личность является понятием, отражающим не только фактическое состояние
индивидных и социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим
его идеал. Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в
любых условиях сохраняет подлинную человечность. Такой идеал трудно достижим, но
главное в нем — это определение траектории развития и саморазвития человека. Сегодня
ставится вопрос о необходимости развития творческой личности и ее базовой культуры,
включающей культуру жизненного самоопределения, культуру труда, политическую,
экономико-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и
межличностного толерантного общения. Личность и развитие ее сущностных сил
провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности. Действительное, а не
формальное решение проблемы развития ценностей связано с развитием ценностных
ориентации личности, которые затрагивают все ее структуры. Ценностные ориентации
характеризуются как устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности. К ним
относятся идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла
человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают также в качестве основного
компонента в системе диспозиций личности и ведущего механизма социальной регуляции
поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания, культуры.
Речь также идет о формировании у личности состояния готовности к
определенному способу действия, выражающемуся в ее ориентации на те или иные
ценности материальной и духовной культуры. Общепсихологический подход к
ценностным ориентациям заключается в рассмотрении их как элемента высших
мотивационных структур жизнедеятельности личности. В соответствии с этим
ценностные ориентации определяются как направленность личности на те или иные
ценности (цели, стремления, идеалы).
К настоящему времени психология личности имеет явно выраженный
междисциплинарный и наддисциплинарный статус. Междисциплинарность статуса
102