Стр. 103 - 2

Упрощенная HTML-версия

личности определяется тем, что в составе многих из сложившихся научных областей
(философии, логики, социологии, психологии, психиатрии, биологии, физиологии,
генетики и др.) она диктует специфическое содержание, структурные и динамические
особенности их развития и становления. Обращение к «личностному» обнаруживает себя
в качестве всеобщего и необходимого условия становления различных областей
психологии (общей, педагогической, развития, юридической, социальной, этнической и
т.д.). Накопление теоретических и экспериментальных данных о личности в истории
российской психологии происходило в контексте ее основных отраслей, а также в ряде
смежных с нею наук. педагогике, философии, социологии, этике.
Наддисциплинарный статус идеи личности обусловлен присутствием в истории
русской философской и социологической мысли основных категорий и способов
интерпретации феномена «личность», задающих ценностное и предметное содержание
для конкретных научных дисциплин. Исторический контекст оказывал прямое и
косвенное влияние на способы существования, репрезентацию и трансформацию идеи
личности,
на
переосмысление
феномена
«личность»,
его
теоретическую,
методологическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических
концепций личности. Ко второй половине XIX в. четко обозначились два направления в
изучении человека. Первое связано с естественно-научным пониманием человека (Н.Г
Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.А. Бакунин, И.М. Сеченов и другие).
Второе направление в изучении человека связано с традициями русского идеализма (К.Д.
Кавелин, B.C. Соловьев, Л.И. Шестов, Н.Я. Грот, М.М. Троицкий, СЛ. Франк, Л.П.
Карсавин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, И.О. Лосский, А.И. Введенский и др.). Фактически
на протяжении последующих десятилетий эти два направления находились в
противостоянии.
Формирование предпосылок развития психологии личности происходило не только
в рамках философии и социологии. Не меньшее значение для последующего становления
и развития личностной проблематики имели исследования отечественных ученых по
психофизиологии, физиологии органов чувств, физиологии мозга, физиологии высшей
нервной деятельности и другим естественнонаучным дисциплинам (П.К. Анохин, В.М.
Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и
др.)
Философско-социологические и естественно-научные предпосылки создали два
типа рассмотрения личности. субъектный и объектный, следствием которых явились
плохо совмещаемые друг с другом представления о различных сторонах и свойствах
конкретного бытия человека. В дальнейшем это привело к потере «целостности»
личности, постепенно приобретшей характер смысловой декларативной установки,
которая, хоть и безоговорочно принималась и провозглашалась представителями обоих
направлений, все же не была реализована в их исследованиях. Можно выделить четыре
исторически сложившиеся способа существования идеи личности, четыре типа пост­
роения научных знаний о личности, то есть можно типо-логизировать факты
исторической динамики российской психологии личности.
Исторически сложившийся
первый тип
построения психологии личности
выделился в конце XIX начале XX в. Для этого периода наиболее существенным было
появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как
идеальная модель, как социально желаемый итог развития.
Логика «самоопределения» идеи личности в обозначенный период истории равным
образом раскрывается в общих, закономерно сменяющих друг друга способах существова­
ния. в виде философской идеи (недостаточно определенной и операционально
проработанной) и в виде совокупности своих феноменологических воплощений. Таким
образом, «самоопределение» идеи личности можно трактовать как поиск дефиниций и
наиболее адекватного для нее проблемного поля.
103