7
возрастной группе наблюдаются наиболее тяжелые повреждения черепа
и мозга, порой приводящие к смерти детей.
Своеобразие возникновения, особенности клинических проявлений,
распознавания, течения и последствий черепно-мозговых повреждений
у детей определяются анатомо-физиологическими особенностями детского
организма.
1.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА
И ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ
Череп ребенка отличается своими пропорциями и формой, структу-
рой костей, наружным и внутренним рельефом. Рост и развитие его после
рождения выражаются в увеличении размеров, изменении формы и про-
странственных взаимоотношений составляющих его частей, формирова-
нии элементов рельефа, дифференцировании костных структур.
Окружность головы при рождении в среднем 34см. и увеличивается
в первый год приблизительно на 12см., затем темпы роста костей черепа
замедляются. На втором году прирост составляет 2см, на третьем – 1см
и до 10-летнего возраста – еще увеличивается на 2-3см. достигая – 53-55см.
1.
Отношение массы и размеров головы к телу у детей выше, изме-
няется от 1:6 у новорожденных до 1:40 у детей старшего возраста
и взрослых.
2.
Объем мозга новорожденного ребенка удваивается за первые три
месяца жизни, а за последующие шесть месяцев удваивается еще раз.
3.
Из-за отсутствия защитных реакций и слабого развития мышц,
удерживающих голову, основной удар при падении ребенка грудного и ран-
него возраста приходится на голову, обуславливая высокую частоту ее
повреждений.
4.
Развитие диплоэ, внутренней и наружной пластинок костей сво-
да черепа происходит только в возрасте после одного года.
Рис. 1. Рост объема черепа с возрастом (по А. Андронеску, 1970).