26
обонятельных нитей (горизонтальная пластинка решетчатой кости);
II пара – зрительный нерв. При первичном осмотре пострадавшего
выясняются жалобы на нарушение зрения, у детей с нарушением сознания
и у детей младших возрастных групп зрение можно проверить определе-
нием реакции зрачков на свет сначала для каждого глаза отдельно, а затем
путем проверки содружественной зрачковой реакции. Это простое иссле-
дование позволяет установить сохранение или отсутствие проводимости
зрительного пути до медиального коленчатого тела. Нарушения зрения ха-
рактерны для переломов передней черепной ямки, для повреждения или
сдавления зрительного нерва (периферический тип), а также для перело-
мов затылочной кости с повреждением соответствующих участков коры
(центрального тип). При исследовании функций глазодвигательного (III па-
ра), блоковидного (IV пара) и отводящего (VI пара) черепно-мозговых не-
рвов следует обратить внимание на параллельность расположения глаз,
симметрию глазных яблок, наличие птоза и косоглазия, на равномерность
зрачков и их реакции на свет.
Повреждения глазодвигательного нерва сопровождаются птозом, не-
подвижным расширенным зрачком и расходящимся косоглазием, а повре-
ждение блоковидного нерва – сходящимся косоглазием. При одновремен-
ном повреждении III, IV и VI пар черепно-мозговых нервов отмечаются
офтальмоплегия, птоз, расширение зрачка.
V пара – тройничный нерв. Чувствительность его ветвей определяется
надавливанием на них в местах выхода. На поражение тройничного нерва
указывают снижение или отсутствие корнеального рефлекса. При оценке
разницы между этими рефлексами с обоих глазных яблок следует учиты-
вать, что сила прикосновения к роговой оболочке должна быть одинако-
вой. Двигательная ветвь тройничного нерва иннервирует жевательные
мышцы и мышцу, натягивающую мягкое небо, нарушения функции кото-
рых сопровождается смещением нижней челюсти в сторону поражения
при открывании рта и поперхиванием.
VII пара – лицевой нерв. Наличие его поражения легче определить
при плаче или смехе ребенка. Паралич лицевого нерва в результате травмы
может быть центральным (ослабление или отсутствие функции мышц угла
рта и круговых мышц рта) или периферическим (отсутствие функции не
только мышц угла рта и круговых мышц рта, но и других лицевых мышц
на стороне поражения – лба, глаз, щек, что не позволяет наморщить лоб,
закрыть глаза, надуть щеки).
VIII пара – слуховой
нерв редко повреждается при черепно-мозговой
травме у детей. Чаще страдает вестибулярный аппарат, при этом наблюда-
ется нистагм спонтанный и рефлекторный.
Исследование языкоглоточного (IX пара) и блуждающего (X пара) че-
репно-мозговых нервов проводят одновременно с учетом близкого распо-
ложения друг к другу их ядер в продолговатом мозге и совместного выхо-
да их стволов из яремного отверстия черепа. Функции этих нервов, а также
XII пары (подъязычного нерва) оцениваются по состоянию глоточного ре-
флекса и возможности глотания, а также по нарушению голоса (гнуса-