Стр. 24 - 2

Упрощенная HTML-версия

24
имеет большое значение в диагностике нарушений функций головного
мозга и локализации патологического очага. Поэтому при осмотре ребенка
с черепно-мозговой травмой необходимо тщательно установить обстоя-
тельства получения повреждения, уточнить механизм травмы, ее локали-
зацию и площадь, что позволяет судить о виде, стороне и месте поврежде-
ния.
Первоочередным мероприятием при обследовании ребенка с черепно-
мозговым повреждением является исследование состояния жизненно важ-
ных функций, в первую очередь, дыхания и кровообращения. При этом
в случаях тяжелой травмы, прежде всего, устанавливается степень нару-
шения проходимости верхних дыхательных путей, возможность аспирации
инородных тел или рвотных масс, определяется характер дыхания и сте-
пень обеспечения организма пострадавшего кислородом. Фиксируется ча-
стота и наполнение пульса, наличие склонности к брадикардии и наруше-
ниям сердечного ритма. Измеряется артериальное давление, по уровню ко-
торого устанавливается вероятность развития травматического шока.
Нарушение психической деятельности может носить двоякий харак-
тер: в виде симптомов угнетения сознания (оглушение, сопор, кома) или,
реже, продуктивных форм нарушения сознания (психомоторное возбужде-
ние, сумерки, галлюциноз). Наряду с ясным сознанием принято различать
степени его угнетения в виде спутанного, сопорозного и коматозного со-
стояний.
Ясное сознание
характеризуется осмысленным взглядом пострадав-
шего, его полной ориентировкой в окружающей обстановке, времени, пра-
вильными ответами на задаваемые вопросы.
Оглушение
угнетение сознание с сохранением ограниченного сло-
весного контакта на фоне повышенного порога восприятия внешних раз-
дражителей и снижения собственной психической активностью. На боле-
вые раздражения ребенок реагирует громким плачем и двигательным бес-
покойством.
Сопор –
глубокое угнетение сознания с сохранностью координиро-
ванных защитных реакций и открывание глаз в ответ на болевые, звуковые
и другие раздражители. Ответы на повторные обращения отсутствуют, но
больной выполняет простые команды. Зрачки узкие, их реакция на свет
и сухожильные рефлексы снижены. Имеют место мышечная гипотония
и двухсторонние патологические симптомы пирамидной недостаточности
стволового происхождения. Выявляются рефлексы орального автоматизма:
хоботковый, носогубный, хватательный.
Кома –
полное выключение сознания без признаков психической жиз-
ни. Ребенок неподвижен, бледен, покрыт липким потом, команды не вы-
полняет, контакт не доступен. Рот открыт (за счет мышечной гипотонии),
иногда отмечаются редкие сосательные движения губ, акроцианоз. Дыха-
ние учащено, шумное, нередко клокочущее. Артериальное давление резко
снижено, пульс учащен, слабого наполнения.
Рефлекторная деятельность резко угнетена вплоть до полной арефлек-
сии. Зрачки расширены, на свет не реагируют. Роговичный, глотательный,