Стр. 122 - 2

Упрощенная HTML-версия

Рассчитанную величину
R
сравнивают с произведением
SL
, где L – рассчитанный
фактор Пирсона
, S – стандартное отклонение.
Фактор Пирсона
берут их справочных
данных.
Например, при
Р = 0,95 и n = 2-4
по справочнику находим:
n
2
3
4
L
2,77
3,31
3,65
Затем сравнивают.
Если
SLR
- то расхождение результатов определений допустимо,
следовательно, результаты сходятся.
Если
SLR
 
- то расхождение результатов определений недопустимо,
следовательно, следует повторить анализ и вновь проверить это условие. При его
невыполнении методику анализа применять нельзя для исследования данного объекта.
4.1. Статистическая обработка результатов количественного анализа.
4.1.4. Критерии сравнения результатов анализа по воспроизводимости.
Часто на практике существует необходимость сравнения различных серий
результатов анализов, которые выполнены по различным методикам, на различных
приборах, различными аналитиками с пробами различного происхождения.
Если требуется сравнить
воспроизводимость
результатов анализа, то используют
сравнение дисперсий по
критерию Фишера
:
2
2
2
1
.
S
S
F
расч
, где
S
1
2
и S
2
2
– дисперсии 1 и 2 методики анализа, причем при
расчете критерия Фишера должно выполняться условие
S
1
2
> S
2
2
.
Затем
F
расч.
сравнивают
с
F
табл.
при заданной вероятности
(Р=0,95)
и заданном числе опытов, при этом
n
1
относится к большей по величине дисперсии
S
1
2
.
Если
F
расч.
>
F
табл.
, следовательно, дисперсии не однородны, т.е.
воспроизводимость в 2 сериях параллельных анализов не одинакова, значит в большей по
величине дисперсии
S
1
2
результаты будут хуже.
Если
F
расч.
<
F
табл.
, следовательно, дисперсии однородны, т.е. воспроизводимость в
2 сериях параллельных анализов можно считать одинаковой.
Для сравнения результатов анализа в 2 сериях при
выявлении их совпадения или
различия
, в том числе при проверке
правильности новых методик
используют
критерий
Стьюдента
. Для этого рассчитывают
объединенную дисперсию 1 и 2 методик
, которые
уже проверены на однородность по
критерию Фишера
:
2
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
2,1
 
 
n n
nS
nS
S
, затем рассчитывают критерий Стьюдента по формуле: