стандартное отклонение (S), относительное стандартное отклонение (S
r
) и полуширина
доверительного интервала (
n
st
).
Правильность
означает близость полученного значения к значению, принятому за
действительное, и выражается
ошибкой
.
Основное различие между правильностью и
воспроизводимостью заключается в следующем:
для оценки правильности сравнивают
полученный результат с действительным или принятым за действительный, а для
оценки воспроизводимости проводят сравнение результата с другими результатами,
полученными тем же путем.
Для сравнения воспроизводимости различных методик используют величину
относительного стандартного отклонения
(S
r
)
.
Еще одной метрологической характеристикой методики анализа является
точность результатов анализа,
под которой понимают правильность и
воспроизводимость результатов анализа. Эта характеристика не имеет строгой
количественной меры.
Грубые промахи
– это погрешности, вызванные значительными нарушениями хода
анализа, которые проявляются в том, что отдельные результаты параллельных анализов
резко отличаются друг от друга. Сюда относятся, например, ошибки, зависящие от
неправильного подсчета разновесок при взвешивании, от неправильного отчета по шкале
бюретки при титровании, от проливания части раствора или просыпания части осадка при
определении. Если грубый промах обнаружен в ходе выполнения анализа, то анализ
прекращают, а опыт делают заново. Из-за грубых промахов результат данного
определения становится неверным, и потому он выявляется по
Q-тесту
и отбрасывается
при выводе среднего из серии параллельных определений.
4.1. Статистическая обработка результатов количественного анализа.
4.1.2. Виды систематических погрешностей анализа. Способы их уменьшения.
1.
Методическая ошибка –
погрешность, которая обусловлена неправильностью методики
анализа и неверным выполнением отдельных стадий методики анализа. Например,
химическая реакция, применяемая для какого-либо анализа, протекает не количественно;
осадок, предназначенный для взвешивания, частично разлагается или улетучивается;
индикатор, применяемый при титровании, искажает результаты анализа из-за рН среды и
т.д. Методические ошибки могут быть исключены на стадии разработки анализа, а на
практике – при освоении методики анализа.
2.
Приборные или инструментальные ошибки
– ошибки, которые обусловлены
неправильными показаниями аналитических приборов, весов, мерной посуды,
загрязнением раствора продуктами разрушения стекла или фарфора, из которых сделана
применяемая для анализа посуда и т.д. Для точных аналитических работ мерную посуду
калибруют, т.е. проверяют ее действительную вместимость путем взвешивания
отмеренной этой посудой воды очищенной, а для пересчета массы в объем пользуются
справочными таблицами с точными значениями плотности воды очищенной при данной
температуре, поскольку мерная посуда рассчитана на работу при 20
0
С. Кроме того, все
измерительные приборы должны регулярно проходить метрологическую проверку,
которая проводится с использованием специальных эталонов или государственных
стандартных образцов (ГСО).
3.
Индивидуальные или субъективные ошибки
- ошибки, которые обусловлены работой
лаборанта-аналитика, незнанием, небрежностью, предвзятостью, недостатками зрения
экспериментатора. Например, неспособность аналитика точно уловить момент перемены
окраски раствора при его титровании. На практике необходимо максимально точно и
объективно записывать все результаты непосредственных измерений, не «подгонять»