130
Наличие широких полосовидных ссадин и царапин также является характерным признаком
для ж/д травмы. Они возникают в результате волочения тела по поверхности пути. В практике
отмечены случаи волочения тела за паровозом на протяжении 20-ти км. В случаях волочения тела
наблюдается отрыв конечностей от тела, загрязнение одежды, тела, ран мазутом, антисептиками,
гравием и др. При исследовании расчлененного трупа рационально исследовать его части в три
этапа: наружное исследование частей трупа; наружное исследование при сопоставлении
расчлененных частей тела; внутреннее исследование. При этом необходимо установить
прижизненность и последовательность повреждений.
Осмотр трупа на месте происшествия необходимо проводить целенаправленно с учетом
специфических особенностей данной травмы, а также характера вопросов, подлежащих
разрешению.
Железнодорожная травма чаще является несчастным случаем или самоубийством. Убийство
встречается редко, т.к. в этих случаях всегда имеется большая опасность и для самого преступника,
ибо жертва в последний момент может схватить своего обидчика и затащить его за собой под
поезд или с поезда. Иногда наблюдаются случаи симуляции самоубийства, когда подкладываются
под поезд труп человека, убитого другим способом, или труп выбрасывается из вагона
движущегося поезда.
12.3 ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ
Обстоятельства падения с высоты весьма разнообразны. Бывают падения из окоп и с крыш
зданий, со скал, деревьев, строительных лесов, мачт кораблей, в пролеты лестниц, шахты, колодцы
и т. д. Падения при авиакатастрофах. с нераскрывшимся парашютом, при транспортных
катастрофах и из движущегося транспорта обычно относят к соответствующим видам травмы.
По условиям, при которых происходит падению с высоты, следует различать прямое и
последовательное (ступенчатое) падение. При прямом падении тело падает непосредственно па
какую-либо поверхность, где и остается; при последовательном падении — на какие-либо
промежуточные площадки или ударяется о предметы, расположенные на различной высоте.
Последний вид падения можно наблюдать в горах, на строительных площадках, на лестницах
зданий.
Кроме того, можно различать свободное и несвободное падение. В первом случае тело падает
самостоятельно, во втором случае — вместе с каким-нибудь предметом или транспортным
средством.
Знание условий падения очень важно для эксперта. Желательно, чтобы судебно-медицинский
эксперт осмотрел место происшествия даже после вскрытия трупа. При этом нужно попытаться
увязать характер повреждений, обнаруженных при экспертизе, с особенностями падения в данной
конкретной обстановке.
Наиболее характерные повреждения возникают при свободном прямом падении. При этом
характер повреждений определяется высотой падения массой тела особенностями поверхности, на
которую падает человек, и положением тела в момент удара о поверхность. Можно различать две
группы повреждений: первую - на месте непосредственного удара о поверхность и вторую – от
сотрясения тела в момент удара.
Одним из общих признаков падения с высоты является выраженное преобладание внутренних
повреждений над наружными.
Наружных повреждении, как правило, немного. В местах соприкосновения тела с
поверхностью, на которую произошло падение, образуются ссадины, кровоподтеки, иногда
ушибленные раны. Эти повреждения располагаются обычно односторонне. При несвободном или