128
Водители и пассажиры при этом виде травмы нередко получают разные по тяжести
повреждения. Установлено, что пассажиры переднего сидения (кресло смертника) погибают в семь
раз чаще водителей и в пять раз чаще пассажиров заднего сидения. Это объясняется тем, что
водитель во время управления плотно фиксирует свое тело, что он раньше пассажиров замечает
аварийную ситуацию.
В возникновении повреждений в кабине машины большое значение имеет величина скорости.
Подсчитано, что при скорости машины 50 км/час, сила отбрасывания тела равна силе падения с 10-
тиметровой высоты. При скорости 80 км/час сила отбрасывания равна падению с 28-миметровой
высоты, а при скорости 120 км/час - равна падению с высоты 57 метров.
Экспериментальное изучение травмы водителей и пассажиров на манекенах и биоманекенах
показало, что в момент любого столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются
нижними конечностями в щиток приборов управления, головой - в потолок кабины или в ветровое
стекло. Грудь и живот водителя, кроме того, ударяются о рулевое колесо. Следовательно,
основным механизмом образования повреждений при этом виде травмы является удар о
внутренние части автомобиля и сотрясение тела.
Травмы в кабине чаще всего сопровождаются повреждением головы и нижних конечностей.
От удара о приборный щиток, раму ветрового стекла и другие детали кабины на лице образуются
обширные ушибленные рваные раны, сопровождающиеся осколочными и продольными
переломами костей лицевого и мозгового черепа, с повреждением головного мозга. Удар о
ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию на голове, лице, шее и кистях рук
множественных резаных ранок, в глубине которых обнаруживаются осколки стекол.
На передней поверхности грудной клетки водителя нередко выделяются кровоподтеки,
ссадины дугообразной формы, переломы грудины и ребер вследствие удара о рулевое колесо, а
также разрывы мягких тканей между первыми и вторыми пальцами кистей, вывихи и переломы
костей кисти.
Очень характерными являются повреждения от удара о щиток управления, когда на передней
поверхности коленного сустава появляются ссадины, ушибленные раны, переломы надколенника,
а на отдалении - непрямые повреждения: переломы бедренной кости, задние вывихи бедра,
переломы таза в области вертлужной впадины и т.д.
При резком изменении скорости движения автомобиля у пассажиров и реже у водителей
возникают характерные повреждения шейного отдела позвоночника (6-7 шейные позвонки), так
называемые «катапультное повреждение» или «хлыстообразные переломы», которые возникают
при резком увеличении скорости движения машины, когда тело пассажира отбрасывается на
спинку сидения и подвергается чрезмерному разгибанию шейного отдела позвоночника и ведет к
возникновению разрыва связки и межпозвоночного диска, переломов отростков, иногда и тел
позвонков. Резкое замедление скорости движения вызывает чрезмерное сгибание в шейном и
верхнем грудном отделах позвоночника, что также приводит к повреждению позвоночного столба,
более выраженному по задней поверхности. «Катапультное повреждение» особенно часто
возникает при применении привязных ремней.
Другие характерные повреждения, обусловленные применением привязных ремней,
образуются в результате так называемого «погружения» или «эффекта субмарины», когда
пострадавший вдавливается в сидение и проскальзывает под привязные ремни, в результате чего
привязной ремень оказывает сильное давление на внутренние органы живота и таза и вызывает
тяжелые травмы внутренних органов и переломы костей таза. Причиной этого являются
недостаточная жесткость сидений, неправильное расположение точек крепления привязного ремня
и его небрежное закрепление. Установлено, что защитная роль привязного ремня наблюдается