Стр. 126 - 2

Упрощенная HTML-версия

126
1) удар частями автомашины по телу;
2) падение тела на автомобиль;
3) отбрасывание тела и падение его на грунт;
4) скольжение по грунту.
В большинстве случаев наезд происходит частями передней поверхности автомобиля:
бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом. В момент удара
соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На машине возникают
вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т.д., а на теле
человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей
части машины.
Первоначальный удар легковой машиной, как правило, наносится на уровне голеней ниже
центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину и получает
повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот. Грузовой
автомобиль, автобус или троллейбус наносит удар на уровне или даже выше центра тяжести тела,
поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот. К характерным для наезда относятся
повреждения от бампера (переломы костей нижних конечностей в виде поперечно-оскольчатого
перелома, причем крупный ромбовидный (треугольный) отломок располагается на стороне удара),
повреждения фарой и ее ободком (обычно располагаются на бедрах или в области таза и имеют
вид кровоподтеков округлой иди дугообразной формы, полностью или частично отражающие
формы и размеры этих частей машин), примерно на та-ком же уровне образуются обширные
повреждения от удара крылом или верхним краем капота. Можно также обнаружить повреждение
на грудной клетке и на голове в виде ссадин, кровоподтеков, ран и переломов вследствие
вторичного удара о капот. Повреждения вследствие отбрасывания тела, падения и скольжения его
по дорожному покрытию в виде ссадин и ушибленных ран на противоположных поверхностях
тела, а также следы скольжения, обширные осаднения, на фоне которых хорошо заметны более
глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия.
Характер этих осаднений позволяет судить о направлении движения тела по плоскости. На одежде
потерпевших образуются повреждения и загрязнения, повторяющие контуры ударяющей части
автомашины, а на подошвах обуви возникают т.н. следы скольжения, направление которых пря-мо
противоположно направлению удара.
Для наезда характерна односторонность основных повреждений на теле и несоответствие
характера наружных (незначительных, ограниченных) повреждений характеру внутренних
(обширных, тяжелых) повреждений.
12.1.3 Переезд колесом автомобиля
Переезд колесом автомобиля через тело человека как самостоятельный вид автотравмы
встречается довольно редко. Чаще переезд комбинируется с другими видами АТ (наезд,
выпадение). В целом переезд составляет 14-15% АТ. Обычно переезды совершаются грузовыми
автомобилями (до 90% всех переездов), т.к. диаметр колес и высота расположения днища машины
намного больше, чем у легковых. Конструктивные особенности легковых автомобилей (особенно
низкая подвеска и небольшой дорожный просвет) препятствуют полному переезду, поэтому тело
жертвы сдавливается между нижней поверхностью передней части машины и полотном дороги и
протаскивается в таком положении на некоторое расстояние.
Основными фазами переезда являются:
1) соприкосновение колес с телом;
2) толкание, иногда переворачивание тела колесом;