125
повреждения, возникающие при падении с движущегося транспорта. В зависимости от вида
транспорта, причинившего повреждения, транспортную травму делят на:
1) автомобильную;
2) мотоциклетную;
3) железнодорожную;
4) тракторную;
5) авиационную;
6) травматизм на водном транспорте.
Автотравма занимает первое место среди других транспортных травм.
12.1 АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАВМА
12.1.1 Общие положения
При судебно-медицинской экспертизе автотравмы приходится решать вопросы:
действительно ли в данном случае имеется автотравма, какова давность смерти, было ли
употребление алкоголя, наличие тяжелых заболеваний, в том числе органов зрения, слуха и т.д.
Для решения вопросов, возникающих при СМЭ автотравмы, необходимо подробно знакомиться с
механизмом образования повреждений и их классификацией.
В настоящее время общепринятой классификацией автотравмы является ее деление на
следующие виды:
1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);
2. Травма от переезда колесом автомобиля;
3. Травма от выпадения из движущегося автомобиля;
4. Травма внутри (в кабине) автомашины;
5. Травма от сдавлений между автомобилем и другими предметами;
6. Комбинированные автотравмы.
Несмотря на то, что автотранспортные происшествия очень скоротечны, каждый случай
автотравмы протекает циклично и состоит из нескольких, следующих друг за другом коротких фаз.
Каждой фазе травмы соответствует определенный механизм образования телесных повреждений.
При автотранспортной травме телесные повреждения могут возникать от удара и сотрясения тела,
от сдавления, растяжения или трения. Однако при различных видах автотравмы механизмы
образования повреждений могут комбинироваться по-разному. Все повреждения, наблюдаемые
при авготравмах, принято делить на 3 группы:
1) повреждения, специфичные и характерные для автотравмы;
2) повреждения, не характерные для автотравмы;
3) симулирующие повреждения.
12.1.2 Столкновение движущегося автомобиля с человеком
Столкновение автомашины с человеком занимает до 60% от общего числа автотравм.
Наезд автомашины нередко происходит по вине самих пешеходов, из-за невнимательности,
несоблюдения правил уличного движения. Американские ученые проводили эксперименты по
проверке быстроты реакции на опасность попадания под машину у различных живых существ (в
том числе и человека), по степени предусмотрительности при переходе через улицу. На первое
место по предусмотрительности вышел гусь, который почти никогда не гибнет под колесами
транспорта. За ним следовали свинья и кошка. Курица и собака идут на равных, а человек занял
последнее место.
Основными фазами наезда являются: